Битва за МВФ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000303/439-3-1_0.jpg)
В штаб-квартире Международного валютного фонда в Вашингтоне проходят дебаты о том, кто же должен возглавить этот финансовый институт. Рулевым МВФ стремятся стать трое: Кох-Везер, японец Сакакибара и американец Фишер. Обозреватели предвидят, что во второй тур выборов выйдут Кох-Везер и Фишер.
Когда Мишель Камдессю, который 13 лет руководил фондом, собрался в отставку, он за три месяца предупредил об этом. Идея: у странов-членов МВФ должно быть достаточно времени, чтобы согласовать кандидатуру преемника. И вот 14 февраля Камдессю официально попрощался с должностью, а уже 15-го министры иностранных дел ЕС решили, что лучшей кандидатурой на эту должность будет государственный секретарь в немецком министерстве финансов Кайо Кох-Везер.
55-летний Кох-Везер родился в Бразилии. Его юношеские годы прошли на кофейных плантациях его деда в лесных чащах долины Парани. Его семья вынуждена была эмигрировать из Германии в 1933 году после прихода Гитлера к власти, так как его дед, Эрих Кох-Везер, был одним из основателей, а впоследствии — и главой Немецкой демократической партии, министром внутренних дел и министром юстиции в Веймарской республике, и потому не ожидал ничего хорошего от национал- социалистов. Внук Кайо приобретал свой финансовый опыт в Мировом банке, где он начал работать в 1973 году как молодой специалист, а уже в 1977 году стал помощником и руководителем бюро президента банка Роберта Макнамары. Впоследствии он руководил Китайской программой Мирового банка. В 1996 году Кох-Везер становится членом исполнительного комитета и таким образом одним из четырех исполнительных директоров Мирового банка, отвечая там за Восточную Европу, СНГ, Ближний Восток, Северную Африку, Южную Азию и Латинскую Америку. Кроме того, он занимался реструктурированием банка. После прихода около года назад Ганса Айхеля на должность министра финансов ФРГ Кох-Везер идет к нему в министерство государственным секретарем, то есть заместителем. Кайо Кох-Везер владеет к тому же шестью языками.
Казалось, что с таким послужным списком трудно найти человека, который был бы более достоин должности руководителя МВФ. Но сначала закрутили носом англичане, потом французы. 15 февраля лед было тронулся, когда министры иностранных дел ЕС согласились с кандидатурой Кох-Везера. Но этого не достаточно: молчали американцы. «Нужна личность со значительным опытом и способностью принимать решения, которой бы доверяли рынки и которая имела бы значительный консенсус среди членов МВФ», — сказал Джеймс Рубин, представитель американского государственного департамента. С этим никто и не спорил. Неясно было другое — считают ли Штаты таким человеком Кох-Везера. Тогда слово взял американский министр финансов Лоуренс Саммерс: на должность директора МВФ нужен человек с доказанными качествами руководителя и большим опытом в отрасли финансов. И — понимай, как хочешь.
Процедура с выборами в МВФ такова. Несколько крупнейших пайщиков — США, Япония, Германия, Франция и Великобритания — имеют в исполнительной дирекции из 24 голосов по одному. Остальные из 182 стран-членов МВФ сгруппированы в блоки, которые имеют по одному голосу. Выработка единой позиции внутри блока стран проходит на основании официальных, а чаще неофициальных закулисных переговоров. То, что не записано в правилах: США имеют в банке 17 процентов капитала, и потому их один голос «громче» других. И еще один неписаный закон, который долго соблюдали ведущие индустриальные страны: председатель Мирового банка — американец, директор же МВФ должен быть европейцем. Поэтому шансы у Кох-Везера были неплохие, и длительное время он был единственным кандидатом на эту высокую должность.
Но неожиданно на прошлой неделе, за несколько дней до номинирования Кох-Везера официальным кандидатом европейцев, появилось два новых претендента на эту должность. Первый — японец Эйсуке Сакакибара, продолжительное время — работник Мирового банка, а в последнее время финансовый публицист, а также ныне исполняющий обязанности исполнительного директора МВФ американец Стэнли Фишер. Сакакибару, которого уже окрестили «мистер иена», предложил Таиланд, премьер-министр которого не скрывал, что это благодарный ответ таиландцев на поддержку в прошлом году японцами кандидатуры таиландского министра торговли на должность шефа Мировой торговой организации. Его поддерживают некоторые азиатские страны и, кажется, Россия. Значительно более серьезный конкурент — Стэнли Фишер, выдвинутый Анголой и еще 19 африканскими странами. Дело не только в том, что он сейчас руководит МВФ. Определенную роль играет и то, что когда Фишер преподавал в Массачусетском технологическом институте (США), то одним из его студентов был нынешний министр финансов США Лоуренс Саммерс.