Бизнес готов взять ответственность
Отсутствие закона о благотворительности тормозит развитие филантропии в Украине![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071203/4211-1-1r.jpg)
В третий раз в Киеве при поддержке государства Союз рекламистов Украины, журнал «Маркетинг и реклама» и агенция «PR.ua.» провели Национальный фестиваль социальной рекламы. Кроме презентации большого количества рекламной продукции, авторами которых стали все желающие — от студентов-любителей до профессиональных рекламистов, — участники фестиваля обсудили вопрос, который ежегодно приобретает в нашем обществе все большую актуальность — социальная ответственность бизнеса или корпоративная социальная ответственность. Идея проста и не нова — богатый и сильный должен помогать более слабому, менее уверенному в завтрашнем дне. Как выяснилось после общения с экспертами, вопрос заключается не только в гуманности или том, что Лев Толстой называл «движением души». На самом деле, тратить средства на добрые дела — выгодно, это приносит деньги и создает хороший имидж компании. В конечном счете, некоторые предприниматели-благотворители, говоря об этой сфере деятельности, используют слова «продать», «просчитать», «вычислить»...
— Социальная ответственность бизнеса в Украине имеет свою цену: недавно проведенные исследования показали, что рядовой потребитель, за которым охотятся маркетологи всех стран, готовы с большим желанием отдавать средства фирмам, которые выполняют нормы социально ответственного бизнеса. То есть у бизнес-структур, которые занимаются благотворительностью, больше возможностей зарабатывать, — убежден директор департамента Конфедерации работодателей Украины Сергей Шумихин. — 75% населения Украины считает, что корпорации должны зарабатывать средства и беспокоиться о людях. А самым важным направлением, которым, по мнению такого же количества украинцев, должны быть озабочены бизнес- структуры — это здравоохранение людей, также 52% опрошенных убеждены, что нужно больше средств отдавать на образовательные проекты, 46% — на проблемы детей, 28% — на экологические. Менее всего, по мнению рядовых украинцев, бизнес должен поддерживать культуру — так думают 15%.
По словам специалистов, почва, на которой можно и нужно делать добрые дела в Украине — уже готова, остается вопрос как это делать лучше (для этого несколько больших компаний создали сеть Глобального договора в Украине, подписав который бизнес- структуры взяли на себя обязанность заниматься социальной работой). Но в этой плоскости возникают проблемы. Структура социальной ответственности имеет несколько граней: собственно, бизнес, общество, на которое направлены социальные проекты, и государство. И вот с последним участником, как утверждают филантропы — больше всего проблем. Прежде всего та проблема, что в Украине нет нормативно-правовой базы, которая бы регулировала благотворительную деятельность: стимулировала и предоставляла бизнес-структурам определенные преференции. Как отметил секретарь экспертного Совета Минтруда, советник министра труда и социальной политики Украины Александр Курбан, постоянные перевыборы не дают работать над необходимым документом, хотя в прошлом году назревал большой проект при участии ПРООН. Поэтому он от имени государства призывал бизнес-структуры «не ждать милости, брать ситуацию в свои руки», поскольку, по его мнению, в мире регулирования вопрос социально ответственного бизнеса не является компетенцией государства. Вместо этого бизнес отвечает государству приблизительно такое: «Хотя бы не мешай».
– За сотрудничество с бизнесом я бы государству даже не поставила «0» баллов, — утверждает заместитель директора ГК «Фокстрот» по связям с общественностью Людмила Лозовая и приводит такой пример. — Мы подписали с Министерством культуры и туризма Украины меморандум об общем производстве художественного фильма для детей.
– Но вышло так, как сказал Роман Балаян: «Если ГКФ подписал это, то он и будет тянуть»: государство отошло в сторону, поскольку ввели систему тендеров, что в сфере культуры является, на мой взгляд, абсурдом. Во втором проекте — когда мы положили начало всеукраинскому анкетированию выпускников интернатов для дальнейшей поддержки в жизни, — сначала Министерство образования пошло нам на встречу. Но на втором этапе оно затормозило работу. Мы вынуждены были два месяца вести переговоры с МОН, убеждая, что мы все сделаем сами...
Ее поддерживает председатель союза рекламистов Украины Михаил Старощук, который считает, что социально ответственными должны быть не только представители бизнеса, но и все творческие работники, которые разрабатывают рекламу. Задевая болезненный вопрос сотрудничества с государством, господин Старощук привел такой пример: в Москве на подобный фестиваль было выделено около трех миллионов долларов, в Киеве «мы не можем получить 50 тысяч гривен — все тянется по полгода».
Еще одним важным вопросом, который выделяют эксперты в отрасли корпоративной ответственности, является сотрудничество с местными общинами, которые, по их мнению, должны быть инициаторами сотрудничества с бизнесом.
— В обществе уже имеется достаточно информации о социальной рекламе, люди в достаточной степени знакомы с проявлениями социальной ответственности бизнеса, — считает Сергей Панцыр, глава Фонда общественной безопасности. — Как показал опыт, местные общины более эффективны при реализации социальных проектов. Государство и бизнес должны видеть что могут общины, поэтому следует рекламировать и исследовать эффективные инновации, производительное сотрудничество с бизнесом. Также бизнес должен принять участие в аспекте контроля социальных и экологических рисков, в первую очередь — на местном уровне. Правда, может возникнуть опасность «повесить» на бизнес ответственность за все проблемы, особенно в наших условиях, когда под знаком вопроса находится финансирование социально-экономических и экологических программ. В этом нужно хорошо разобраться: что делает государство, а что — бизнес. И посчитать деньги.
Поскольку в Украине такая сфера, как социальная ответственность бизнеса, практикуется сравнительно недавно (как и социальная реклама), то подводить итоги тяжело — работа только начинается. Теперь самой большой головной болью бизнес-структур, которые занимаются филантропией, является, как уже упоминалось, законодательное поле: государство должно создать комплексную социальную программу, которая бы регулировала благотворительную деятельность финансовых компаний в Украине. А еще на государство бизнес-структуры возлагают и ответственность за размещение социальной рекламы.
— Наш фестиваль может предоставить государству хороший рекламный продукт, за который будут благодарить люди, увидев, что проблемы, которые волнуют их, волнуют и государство. Тем более, что любой социальный вопрос — это имидж страны, поэтому будем требовать от государства серьезно подключаться к работе, — отметил председатель Союза рекламистов.
Выпуск газеты №:
№211, (2007)Section
Панорама «Дня»