Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Блеф или стратегия?

18 января, 21:16

Заявления, озвученные сторонами украинско-российских газовых переговоров (их последний раунд прошел во вторник в Москве), не сняли обвинений в их таинственности и непубличности. Вчера, в ходе Международной конференции «Украинский диалог по вопросам разработки энергетической политики», это не опроверг и премьер-министр Украины Николай Азаров. «Я надеюсь, что в ближайшее время мы все-таки перейдем на европейский уровень организации цены, — сказал он и добавил: — Задача наша очень простая — уменьшить зависимость от импортируемого нами достаточно дорогого газа.

В тот же день заместитель главы Минэнергоугля — Владимир Макуха — рассказал, что Кабмин рассмотрел проект соглашения с правительством Азербайджана о сотрудничестве в организации поставок сжиженного природного газа на территорию Украины и уполномочил главу Минэнергоугля — Юрия Бойко — подписать его. «Нам нужно решить много вопросов, — отметил Макуха. — Есть определенный ресурс газа. Он может быть направлен через Турцию по другим системным трубопроводам или, в зависимости от объемов, будет построен дополнительный газопровод. Сейчас отрабатывается ТЭО, и говорить о каких-то цифрах рано».

Это и другие озвученные в последние дни заявления членов украинского правительства позволяют предположить, что в стране в срочном порядке формируется энергетическая стратегия, которая, в конце концов, позволит уйти от латания дыр энергетического и финансового балансов. Можно ли говорить, что идет работа над системным и результативным документом, или же, наоборот, следует отметить, что правительство не выполнило соответствующего поручения Президента по пересмотру действующей и, как оказалось, неэффективной Энергетической стратегии, рассчитанной до 2030 года?

К сожалению, эксперты склоняются ко второму варианту ответа и утверждают, что одной из причин перманентных провалов в нынешних газовых переговорах является то, что у украинской стороны имеется лишь видение тактических задач и полностью отсутствует стратегия. Политолог Вадим Карасев даже считает, что в этих условиях украинское правительство будет вынуждено пойти на вариант соглашения о создании консорциума или другой конструкции, при которой Россия получит возможность контролировать весь украинский рынок газа. Независимый эксперт по вопросам энергетики А. Нарбут отмечает, что задержка в реализации этой модели вызвана только тем, что никто во власти не хочет взять на себя ответственности, «понимая, чем это может обернуться в политическом контексте». Эксперт подчеркивает, что именно боязнью ответственности можно объяснить отсутствие директив для украинской делегации. По его словам, те переговоры, которые ведет со своими визави из «Газпрома» глава Минэнергоугля, иначе как консультациями назвать нельзя. Без директив, без мандата, поясняет эксперт, переговоры от лица Украины могут вести лишь Президент, премьер-министр и глава МИДа.

По мнению Нарбута, у Украины есть не более года-полтора для реализации другого сценария — сценария быстрых реформ, заключающихся в немедленном выделении из состава «Нафтогаза Украины» транспортной инфраструктуры. Кроме того, как подчеркивает Нарбут, «правительство и, в первую очередь, Президент должны понять, что отступать в переговорах в зону сдачи тех или иных активов чрезвычайно опасно, потому что аппетит, как говорится, приходит во время еды». «Удовлетворив российские аппетиты, Украина, — продолжает Нарбут, — по сути, теряет национальный суверенитет. Не имея возможности влиять на энергетический рынок, любое государство обречено на потерю независимости. Рассматривать активы нашей страны в их развитии можно только в отрыве от переговоров по газовым контрактам 2009 года».

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев сравнивает нынешнюю ситуацию в Украине с временами, когда большевистская Россия была вынуждена подписать позорный Брестский мир. Он поясняет, что у Украины до сих пор нет эффективной энергетической стратегии, и она не может провести реформы в свете документов европейского Энергетического сообщества из-за того, что этим «моментально убивается вся украинская элита вместе с властью и оппозицией, и лишается смысла постсоветская государственность, все те административные коррупционные куски, нанизывающиеся, как на шампур, на газовую трубу». По Карасеву, «смысл и миссия Украинского государства за эти 20 лет состояли в том, чтобы что-то делать с этой трубой. Каждый, кто до сих пор приходил к власти, прятал за риторикой о демократическом выборе, о европейском пути свою основную роль — быть управляющим вот этого остаточного советского наследства. В результате страну превратили в государство с транзитной миссией, которое нужно Европе, заинтересованной в бесперебойных поставках газа, и России, поскольку она качает свой газ через нашу территорию, и без этого ей было бы очень трудно держать Европу за шею». Карасев поясняет, что реальная миссия украинской власти — «доить трубу, управлять ею и никому не отдавать. В этом не только доходы бюджета, но и коррупционная составляющая, и деньги на политику».

Отвечая на вопрос «Дня» о демонстрировавшихся накануне переговоров 17 января элементах наступательной стратегии, в частности, о намечающихся спотовых закупках газа, о переговорах о поставке газа с Турцией, Карасев назвал их блефом, рассчитанным на то, чтобы изменить ход переговоров, а Нарбут постарался показать уровень реальности этих планов. Он охарактеризовал их как «стремление власти продемонстрировать хорошую мину при плохой игре» и посоветовал Президенту внести изменения в команду переговорщиков.

Кроме того, в личном общении Нарбут напомнил «Дню» о «демонической миссии» бывшего главы Администрации Президента Кучмы Виктора Медведчука, который сегодня позиционирует себя в качестве негласного советника Путина. Эксперт подчеркнул, что цели этих двух деятелей если не идентичны, то очень похожи. Если Путин хочет посредством приватизации украинской трубы восстановить Советский Союз, то Медведчук может благодаря этому мечтать о месте смотрящего за Украиной.

Впрочем, некоторые украинские эксперты воспринимают никак еще не проработанные газовые стратегемы нашего правительства на полном серьезе.

Поэтому немного о деталях... А они свидетельствуют о позитивной тенденции для Украины в газовом вопросе. Этот оптимизм заключается в том, что после двадцати лет промедлений власть таки начала вырабатывать стратегию отвязки от газового гегемона в лице «Газпрома». Подтверждение этому — заявление Юрия Бойко о том, что Украина с середины лета планирует начать закупки природного газа на спотовом рынке Европы и о старте переговоров с Турцией в вопросе поставок газа по новому маршруту. Правда, министр не детализировал начерченные планы. Впрочем, говорят эксперты, из озвученного Бойком понятны возможные варианты наполнения этой стратегии.

Об одном из них рассказал «Дню» советник по вопросам энергетики, ядерной безопасности и экологии Представительства Украины при ЕС (2004—2009), посол по особым поручениям по вопросам энергетической безопасности МИД Украины (август 2009 — май 2011 гг.) Вячеслав Княжницкий. Скорее всего, говорит он, Украина будет покупать газ на спотовом рынке в Европе и перекачивать его в промышленные регионы через границу с Польшей, Венгрией или Словакией. Технически это можно сделать без проблем, говорит он, потому что украинская «труба» имеет несколько входов и выходов.

Как он объяснил «Дню», спотовый — это тот рынок, на котором продается уже реально имеющийся товар, а не заключаются долгосрочные контракты. Другими словами, на этом рынке торгуют избыточным продуктом, в данном случае речь идет о природном газе (только сжиженном, который поступает из Алжира, Катара, сланцевом газе из США и тому подобное). Цена этого газа формируется в зависимости от предложения и спроса. То есть все зависит от количества покупателей и продавцов газа в конкретный момент. По информации Княжницкого, в начале 2012 года ценовая разница между трубопроводным и сжиженным газом составляла 130 долларов. В этом году на спотовом рынке Европы, говорит директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар, ожидают избыток газа в объеме 40 миллиардов метров кубических. Поэтому бороться есть за что.

В свое время именно сжиженный газ помог Франции добиться газовой справедливости от «Газпрома». И последний был вынужден продавать Франции энергоресурс по более низкой цене, чем, например, Германии, потому что французы начали покупать более дешевый алжирский газ. Поэтому монополиста нужно выбивать конкуренцией, говорит Княжницкий. «Это тот убийственный аргумент, который без политики поможет отвязаться от монополии «Газпрома», — детализирует он. Если предложить Украине газ по 250 — 260 долл., то, будьте уверены, очень быстро найдутся бизнесмены, которые его закупят, говорит Княжницкий.

Скорее всего, стратегия газовой отвязки от Москвы пополнится и турецким направлением, говорит Гончар. По его мнению, из заявления Бойка вытекают два возможных сценария развития украинско-турецких отношений. Но оба сработают только при согласии Турции продать украинской компании «Нафтогаз» часть законтрактованного у «Газпрома» газа (который является избыточным, потому что не используется турецкими предприятиями). Напомним, что сейчас российский газ попадает в Турцию и Балканские страны транзитом через Украину (Днепропетровск, Кривой Рог, Измаил), Молдову, Румынию и Болгарию. Первый вариант поставки этого избыточного газа заключается в том, что Украина договорится с этими странами о перекачке избыточного газа с Турции в обратном направлении. Технически это возможно, потому что после газового кризиса 2009 года ЕС активно отрабатывал реверсивный режим работы действующих трубопроводов для снабжения газа с запада (например, из Германии в Чехию, из Чехии в Словакию) на восток, говорит Гончар. Однако газ, который Украина рассчитывает в таком случае получить от Турции, может быть не только российским, но и туркменским, иранским, говорит Гончар (см. возможные варианты поставок такого газа в таблице ниже). Но в любом случае, чтобы этот вариант сработал, говорит он, прежде всего необходимо договориться с Турцией и другими европейскими странами, которые будут задействованы в этой реверсивной схеме. Договариваться со всеми сложно, говорит Гончар, поэтому более реален второй вариант украинско-турецкого сотрудничества. Он предусматривает согласие Турции продать избыточный газ, который Украина получает во время его транзита на своей территории. В таком случае, говорит он, договариваться о реверсе ни с кем не нужно.

Впрочем, опрошенные «Днем» эксперты говорят, что закупка газа в Европе и Турции — только краткосрочный маневр. Для усиления же энергетической независимости Украине нужно искать другие пути диверсификации поставок энергоносителей.

Строительство терминала по приему сжиженного газа на побережье Черного моря и увеличение добычи собственного газа — это все аргументы, которые защитят в будущем Украину от своеволия «Газпрома», считает Княжницкий. «В 60 — 70-х годах прошлого века Украина, насколько я помню, добывала свыше 70 миллиардов кубических метров газа. И первые газопроводы в Центральную Европу также пролегли из Украины, а не из России. За пять-семь лет реально увеличить добычу газа в Украине до 10 миллиардов метров кубических. Если же внедрять мероприятия по энергосбережению и развивать «зеленую» энергетику, то вообще можно выйти на 15—20 миллиардов метров кубических газа собственной добычи в течение десяти лет», — дает он ориентиры для совершенствования украинской энергетической стратегии.

Следующим шагом, по его мнению, должно быть реформирование энергетического рынка страны. А для этого следует модернизировать ГТС в соответствии с Брюссельской декларацией от 2009 года и выполнить обязательства по Договору об энергетическом содружестве. Данные документы вводят страну в систему единой энергетической безопасности Евросоюза, говорит опытный в энергетических вопросах дипломат. «И нужно это поскорее сделать, потому что с 2015 года в ЕС открывается единый рынок электроэнергии и газа... Украинская власть должна сделать все, чтобы в 2015 году Украина стала частью единого энергетического рынка Европы. Иначе рискуем оказаться в тесных объятиях одного нефтегазового монополиста», — говорит он.

Удачная энергетическая стратегия невозможна еще без двух направлений — энергосбережения и энергоэффективности, говорит экс-министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Павел Качур. На энергоэффективность, говорит он, в 2010 году выделили меньше средств, чем за все предыдущие пять лет; сколько было в 2011 году — еще неизвестно, потому что нет статистики. «А на этой статье нельзя экономить, ее возможности просто фантастические. При системной работе власти в направлении энергоэффективности и альтернативной энергетики потребление газа может сократиться на 25 миллиардов кубометров в год! Поэтому сейчас нужно думать о снижении цены на российский газ и в то же время — о том, как прекратить греть воздух», — говорит он.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать