Перейти к основному содержанию

Больше инициативы!

Какие качества ценят работодатели?
15 сентября, 19:38
                 ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Одной моей знакомой предложили шикарную должность — помощницы генерального продюсера одного из самых популярных украинских телеканалов. Она подходила по всем параметрам, специальности, профессиональным качествам и опыту работы. Оставалось совсем немного — пройти несколько десятков тестов на личностные качества и психологическую совместимость с гипотетическим шефом. «Меня мучили по несколько часов в день, — рассказывает знакомая. — Мне не хотелось уже ничего, когда наконец пришел черед последнего теста. На экране начали очень быстро мелькать разные лица, и мне нужно было оперативно отвечать, какое из них мне нравится, какое — нет». И вот именно из-за этого теста после всех мучений «идеальная» кандидатка получила отказ. Как оказалось, им с большим боссом нравились люди абсолютно разных типов. Этого было достаточно для того, чтобы перечеркнуть все ее многочисленные «плюсы».

Действительно, серьезный, опытный менеджер по персоналу обращает внимание в первую очередь не на резюме сидящего перед ним человека, а на его жесты, мимику, стиль общения и даже одежду. «Если человек подходит команде по личностным качествам, но не имеет какого-то из необходимых профессиональных навыков, мы возьмем его и доучим, — рассказывает директор по персоналу компании «Крафт Фудз Украина» Оксана Семенюк. — Главное — это личность и потенциал. И наоборот. Если в Украине есть только один такой специалист, какой нам нужен, но по психологическим параметрам он несовместим с коллективом, мы не возьмем его на работу. Уже были такие случаи». Действительно, нам досконально известно, какие профессии нужнее всего на рынке труда, но насколько хорошо мы осведомлены о том, какие личностные качества требуются сегодня работодателям?

                                       В моде — амбиции

Заместитель директора Киевского городского центра занятости Леонид Шиян дал однозначный ответ на этот вопрос: «Конечно, все хотят, чтобы у них работали умные, толковые, порядочные, управляемые и предсказуемые люди. Такие, от которых не приходится ждать каких-нибудь «коныков». Вызывает беспокойство словосочетание «управляемые и предсказуемые», ведь, как известно, люди творческого склада характера не отличаются ни тем, ни другим. «Именно потому гениям лучше всего работать в одиночку», — пояснил Л. Шиян.

А вот по мнению кандидата психологических наук Ирины Головневой, гении — абсолютно удобоваримый рабочий «продукт». «Не все руководители готовы руководить так, как этого требует третье тысячелетие, — говорит И. Головнева. — Главная задача руководителя нового типа не отдавать приказы, а искать и развивать таланты. Некоторые просто не умеют этого делать, другие боятся конкуренции — как это со мной будет работать кто-то умнее меня и высказывать мысли, которых я не понимаю. Если же через это преступить и расставить «звезд» в команде так, чтобы они не мешали друг другу и сферы их обязанностей не пересекались, — победа обеспечена».

В общем же, большинство менеджеров по персоналу крупных компаний сходятся во мнении, что сотрудники должны быть ответственными, дисциплинированными и компанейскими, любить свою работу и проявлять инициативу (в противовес советскому «инициатива наказуема»!). А также они обязаны выглядеть опрятно. «Наши сотрудники не носят униформы, — рассказывает менеджер по подбору персонала компании «САН Интербрю Украина«Татьяна Пильтяй. — Однако в Кодексе поведения, принятом в компании, указаны определенные ограничения для гардероба персонала. Например, нельзя носить рваные джинсы. Сотрудники должны быть опрятными и выглядеть прилично. Оценки же в дипломе, равно как и его «цвет», не являются ключевым критерием при приеме на работу. Для компании важно, чтобы у соискателя было желание работать и достигать результатов, также ценится инициативность и предприимчивость». Чтобы выяснить, соответствует ли кандидат этим требованиям, компания проводит несколько собеседований. При этом на втором этапе отбора к собеседованию подключаются менеджеры тех подразделений, под началом которых будет работать будущий новичок. Они оценивают профессиональные знания, предлагая решить практические задания.

Кстати, классическое требование работодателей «умение работать в команде» не всегда уместно. Важно не абстрактное умение работать в какой-то команде, а совместимость с конкретными людьми, которые в этой команде уже есть. «Если говорить о качествах, которые необходимы человеку для того, чтобы именно «ужиться» в любой команде, то это в первую очередь социальный интеллект, или, как его еще называют, эмоциональный интеллект», — рассказывает И. Головнева. Что это такое? Понятие эмоционального интеллекта далеко от понятия IQ в чистом виде. Человек должен уметь проявлять внимание к другим людям. Причем не просто участливо спрашивать «Как здоровье дочки?», а понимать человека, определять по нему состояние здоровья дочки и его душевные состояния. И, конечно, хорошо знать собственные плюсы и минусы — чтобы уметь спокойно воспринимать критику, не терять самообладание и всегда «держаться в седле».

Нынешние работодатели хотят видеть в рядах своих сотрудников исключительно амбициозных людей. «Мы очень поощряем в людях стремление к победе, — говорит О. Семенюк. — Амбициозность ценится в сотрудниках чуть не в первую очередь. Главное, чтобы амбициями подчиненного руководили не амбиции его начальника, а его собственные. Но он также должен чувствовать, как его амбиции соотносятся с интересами предприятия». Кстати, нынешние «умные» руководители также требуют от трудящихся умения прямо и честно высказать свое мнение относительно того или иного проекта. В отличие от руководителей старого типа, которым хотелось слышать только «Да!» и «Будет сделано!»

Впрочем, «старый тип» до сих пор является очень распространенным. И предприятия, тестирующие кандидатов на работу личностными и мотивационными опросниками, являются исключениями, а не правилами. Лишнее подтверждение тому — слова заместителя директора столичного центра занятости. Первым делом — покорность, а таланты когда-нибудь потом...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать