Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Большие намерения

Украина и Россия демонстрируют искусство вести переговоры
20 августа, 00:00

Наиболее острой из них является заметный спад в торговле. По данным украинской стороны, в первом полугодии 2002 года товарооборот сократился на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. За январь—июнь объем торговли товарами между двумя странами составил $4,2 млрд., что на $780 млн. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом экспорт украинских товаров в Россию сократился почти на 34,4%. В то же время российский импорт в Украину снизился лишь на 1,5%. Это существенным образом сказалось и на внешнеторговом обороте нашей страны, в котором России принадлежит далеко не последнее место. Положительное сальдо внешней торговли Украины товарами, по данным Гостаможслужбы, в январе- июле оказалось на 25% меньше, чем за аналогичный период 2001 года.

Поэтому стержнем украинских намерений была активизация переговорного процесса по подготовке к подписанию нового межправительственного соглашения о свободной торговле (вместо соглашения от 1993 года). Его можно сравнить с долгожданным торговым миром, наступающим после серии изнурительных торговых «войн», перманентно возникавших между «пост- союзными братьями» на широком фронте от карамели до металлургии.

Правда, российская сторона стремилась сдвинуть приоритеты в иную сторону. Гвоздем переговоров ей хотелось бы видеть создание международного консорциума по транспортировке газа через Украину. Тогда как свободная торговля рассматривалась лишь в свете синхронизации усилий по вступлению России и Украины в ВТО, а также в плане настойчивых приглашений Украины в ЕврАзЭс. Так, в Москве активно пропагандируют тезис о том, что вступление Украины в это сообщество обеспечит ей очевидные преимущества. «Для Украины это будет означать свободу торговли, свободу передвижения товаров и другие преимущества в торговых делах, а в конечном счете, и единое экономическое пространство», — утверждал сразу же по завершению переговоров первый заместитель главы российского МИДа Валерий Лощинин. Российская сторона, похоже, настолько уверена в успехе своей атаки на евразийском фронте, что М.Касьянов даже прибег к довольно свободному толкованию украинской позиции, заявив о том, что Украина направит России свои предложения по вступлению в ЕврАзЭС, в то время как речь, наверняка, шла о другом: о проблемах, не позволяющих сделать этого шага.

«В секторе газа», где после встречи президентов в Москве, казалось бы, была найдена волшебная нить, ведущая к полному согласию, на переговорах, по-видимому, также возникли серьезные трудности. Директор российского Центра политической конъюнктуры Валерий Федоров сказал по этому поводу: «Я боюсь сенсаций. Потому что сенсации обычно приводят к тому, что одна из сторон, та, которая в этой сенсации менее заинтересована, пытается ее дезавуировать. Так же было и с консорциумом. Я знаю, что к июлю планировали подписать все соглашения, но до сих пор ничего не подписано. Более того, сегодня появилась принципиально новая идея — создать совместное предприятие между «Газпромом» и «Нефтегазом» Украины. То есть, идея, дезавуировавшая идею консорциума».

По мнению российского аналитика, Украина не готова сейчас отдать в этот консорциум свои газотранспортные сети. «И это понятно, тогда она лишилась бы важного рычага воздействия, как в отношениях с Россией, так и с западными партнерами. И не стоит ожидать, что украинская политическая и экономическая элита будет такой недальновидной, — указывает В.Федоров. — Не стоит ожидать, что она очень быстро передаст в управление иностранным государствам столь ценный ресурс».

Похоже, аналитик был прав. М.Касьянов после переговоров отметил, что пока рано говорить о возможной доле участия в создаваемом газотранспортном консорциуме Германии и других стран. «Для начала Россия и Украина должны шаг за шагом достигнуть своих конкретных договоренностей о создании консорциума. Сегодня говорить о том, что мы достигли конкретных договоренностей, еще нельзя», — сказал глава правительства РФ.

Российские аналитики довольно трезво оценивают и позицию Украины по вступлению в ЕврАзЭС. В Центре политической конъюнктуры, например, считают, что Украина не желает входить в это сообщество потому, что для нее это означало бы смену государственного курса, переход от «многовекторной внешней политики» к политике, ориентированной на Россию, «на интеграцию постсоветского пространства под российским патронажем».

Второй суперзадачей российской стороны было намерение удержать Украину от вступления в ВТО раньше, чем к этому созреет сама Россия. Между тем ведущие международные эксперты считают, что вступление в эту организацию должно стать приоритетом украинской политики, чтобы защитить украинские товары от протекционизма Европейского Союза и России. Директор международной группы экономистов- советников Фонда Сороса, профессор Фонда Карнеги (Вашингтон) Андерс Аслунд, по-видимому, внимательно следивший за ходом переговоров в Москве, отмечает, что Украина экспортирует в страны ЕС всего 20% своего экспорта, тогда как эта цифра должна быть, по крайней мере, втрое больше. Большинство украинского экспорта в ЕС является, по его мнению, «чувствительным»: это сталь, текстиль, продукты питания и химической промышленности. Как заявил экономист в интервью Би-Би-Си, ВТО может положить конец украинско-российским торговым войнам, при условии, если и Киев, и Москва станут ее членами. В этом плане достигнутую на переговорах Кинаха и Касьянова договоренность о том, что правительства двух стран предпримут ряд конкретных действий для координации и синхронизации шагов по вступлению в ВТО можно считать весьма положительной, если при этом будет проводиться курс не на замедление, а на ускорение этого сложного процесса.

Переговоры в Москве, безусловно, привнесли в украинско-российские отношения и некоторые другие положительные моменты (если предположить, что они будут реализованы через полтора месяца в Кишиневе). Речь идет о согласии российской стороны заменить ввозные пошлины на экспорт украинской оцинкованной стали, прутков и другой продукции черной металлургии самоограничительными (со стороны Украины) квотами. Правда, Касьянов отнес эти меры на конец октября, тогда как Кинах, общаясь с прессой после завершения переговоров, говорил о достигнутой договоренности уже в конце сентября синхронно отменить ограничения по взаимным поставкам ряда товаров. Разночтения по срокам могут свидетельствовать, в первую очередь, о степени желания соответствующей стороны решить эту проблему. В этом плане судьба нового двухстороннего межправительственного соглашения о свободной торговле, несмотря на все заверения, представляется довольно туманной. Даже Кинах сказал о том, что этот вопрос будет решаться в комплексе со всеми направлениями сотрудничества двух государств.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать