Перейти к основному содержанию

Большинство. Дубль I I

09 октября, 00:00

Как и ожидалось, вчерашнее заседание Верховной Рады началось с объявления о создании парламентского большинства. Его численность составила 231 человек, в полном составе в большинство вошли фракции так называемой «девятки», 10 из 16 внефракционных депутатов, а также ряд парламентариев от оппозиционных фракций. По понятным причинам личности последних и журналистов, и самих депутатов интересовали больше всего. По словам спикера Владимира Литвина, заявления о вступлении в большинство написали три члена фракции Блока Юлии Тимошенко — Петр Толочко, Василий Онопенко и Сергей Правденко; два члена фракции КПУ — Олег Блохин и Вадим Литвин, а также один депутат из «Нашей Украины» — Владислав Атрошенко. Правда, представитель «Нашей Украины» свою подпись отозвал. Из внефракционных в большинство вошли Александр Биловол, Владимир Бойко, Геннадий Васильев, Александр Волков, Александр Зинченко, Сергей Касьянов, Сергей Кивалов, Сергей Матвиенков, Анатолий Мокроусов, Владимир Сивкович, Станислав Сташевский. В основном это депутаты, оставшиеся от расформированной, в связи с малочисленностью, фракции «Единая Украина». Депутаты, вошедшие в большинство из оппозиционного лагеря, ряды своих фракций покинули. Несколько человек стали внефракционными, Вадим Литвин вступил во фракцию Партий промышленников и предпринимателей и «Трудовая Украина», Олег Блохин — в СДПУ(О).

Реакция потерявших «штыки» фракций была разной. Коммунисты горькую пилюлю проглотили внешне довольно спокойно. В то же время БЮТовцы, как всегда, были крайне эмоциональны и крайне несдержанны. Юлия Тимошенко и Александр Турчинов заявили о подкупе депутатов, назвав выход из фракции своих соратников «изменой, которая им даром не пройдет». Довольно интересная ситуация возникла вокруг народного депутата Василия Онопенко. Юлия Тимошенко на вопрос корреспондента «Дня» о возможных мотивах его вступления в большинство ответила: «Выход Василия Онопенко из БЮТ связан с тем, что его кандидатура будет предложена на пост судьи Верховного Суда. Это был полностью согласованный с фракцией поступок». Далее г-жа Тимошенко сказала, что Василий Онопенко не вошел в пропрезидентское большинство, а его выход из фракции «просто совпал по времени с объявлением большинства». Сам депутат Онопенко в разговоре с журналистами сказал нечто иное. Он подтвердил, что собирается стать судьей Верховного Суда, в связи с чем даже думает оставить пост главы Украинской социал-демократической партии, однако версию Ю.Тимошенко о своем невхождении в большинство опроверг. Причиной присоединения к большинству г-н Онопенко назвал «необходимость работать». Иными словами, в который раз желаемое Юлия Владимировна попыталась выдать журналистам за действительное. В этой ситуации ее, впрочем, можно понять. Особенно, если вспомнить трогательную картину презентации предвыборного блока имени Юлии Тимошенко с фотографированием руководства, когда единственная в пятерке женщина выразила надежду, что «мои мужчины меня не предадут...»

Многие представители меньшинства в интервью журналистам вчера продолжали твердить о том, что «созданное большинство искусственное и нежизнеспособное», так как для гарантированного принятия решений, по их мнению, 231 голоса недостаточно. В то же время все представители оппозиции, с кем удалось пообщаться «Дню», на вопрос: «Уверены ли вы в том, что завтра к большинству не присоединится еще кто-то из ваших коллег по фракции?» — в один голос ответили: «Нет!». Для справедливости отметим — постпред Президента в парламенте Александр Задорожний тоже признался, что стопроцентной гарантии жизнеспособности нынешнего большинства у него не имеется. Первая презентация большинства в действии, то есть в голосовании, оказалась неудачной — ни один из поставленных вопросов не собрал 226 сторонников. В частности, предложение о перенесении со вчерашнего дня на 12 ноября рассмотрения вопроса о государственной политике по реформированию нефтегазового комплекса было поддержано 225 голосами.

Следует отметить — интересный вопрос не только то, кто вошел в большинство, но и то, кто туда не вошел. А не вошел туда екс-спикер Иван Плющ — тот самый, которого в парламенте прошлого созыва водрузило на пьедестал большинство, образовавшееся во время так называемой «бархатной революции», а также нынешний спикер, глава предвыборного блока власти «За единую Украину» Владимир Литвин. Тем не менее, из несколько неудавшегося «боевого крещения» «большевики» трагедии не делают. Во первых, недостаток голосов многие объясняют тем, что вторник — не день голосования, в силу этого депутаты не очень спешили в сессионный зал. Во-вторых, у «большевиков» уже намечается определенный резерв. По словам координатора большинства Александра Карпова, кроме зарегистрированного 231 заявления есть еще ряд заявлений от депутатов, фамилии которых пока держатся в секрете. Как сообщил корреспонденту «Дня» член СДПУ(О) Михаил Папиев, в ближайшее время ряды только их фракции будут пополнены 3-4 депутатами, достигнув численности в 40-41 человек. Станет ли новое большинство действенным механизмом принятия нужных стране законов, покажет ближайший день голосования, то есть следующий четверг.

Юлий ИОФФЕ , фракция партий Промышленников и предпринимателей и «Трудовая Украина»:

— Есть такое понятие, как безалаберность определенных депутатов. Все привыкли, что по регламенту мы голосуем только в четверг. Вот и ходят в остальные дни кое-как. Кто-то здесь, в парламенте, сидит у себя в кабинете да смотрит заседание по телевизору. Когда внезапно объявляют голосование, в зал он, конечно, не побежит. Я думаю, по четвергам будут собираться дружно. Было бы также уместно возобновить опыт времен «бархатной революции», когда была учреждена следующая норма: если депутат не может присутствовать на заседание, он передает свой голос коллеге, расписавшись, что согласен с тем, как тот проголосует. Подобное изменение к регламенту могло бы повысить эффективность голосования.

Юлия ТИМОШЕНКО , фракция БЮТ:

— Практически всех наших депутатов «перещупали». Предлагали от 150 до 200 тысяч долларов. Кто согласился — на их совести. Но пусть знают: Бог видит все!

Александр ЗАДОРОЖНИЙ, постоянный представитель Президента Украины в Верховной Раде:

— Обвинения в подкупе депутатов с целью склонить к переходу в большинство, которые звучат из уст некоторых горячих оппозиционеров, меня просто поражают. Гляньте на очень уважаемого мной депутата Сергея Макаровича Правденко. Как пять лет назат он имел один костюм, так и сегодня тот же самый один костюм имеет. Если кто-то считает, что г-на Правденко можно купить, флаг ему в руки. Мне кажется, в отношении таких людей, как Сергей Правденко и Петр Толочко, подобное просто невозможно, и со мной согласятся те, кто близко знает этих депутатов. С другой стороны, если бы для них проблема была бы в деньгах или в «мерседесах», неужели у лидера БЮТ того и другого недостаточно? А как можно Олега Блохина купить? Это же гордость нации, мировая известность. Зачем ему за деньги продаваться?

Адам МАРТЫНЮК , фракция КПУ:

— От Олега Блохина я и мои товарищи подобного поступка не ждали. Ведь в свое время его никто не заставлял вступать во фракцию КПУ. Мне кажется, этим он перечеркнул все то хорошее, что сделал за свои 50 лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать