Перейти к основному содержанию

Борьба «за Ющенко»: сначала процесс, результат разгребем?

27 июня, 00:00

То, что после своей отставки с должности премьер-министра Виктор Ющенко был обречен на разговоры о создании чего-то политического, сомнений не вызвало сразу. После первого раунда борьбы за возглавление себя ни с кем пока официально не связанным высокорейтинговым политиком, в которую вступил ряд правых партий, стало ясно, что «просто так» Ющенко никому не отдаст. Наступил второй этап заигрывания с популярным украинцем, теперь уже со стороны инициаторов образования больших и малых блоков, широких и не очень коалиций. Прежде чем рассматривать перспективы предложенных политических новообразований, вернемся к самому Ющенко, рейтинг которого, если верить отечественным социологам, является наивысшим среди украинских политических персонажей.

Популярным Ющенко сделала не столько его деятельность, а как раз наоборот — отсутствие таковой. Даже поверхностный анализ показывает, что все, что связывают с именем Ющенко, делал не он, а другие люди, более или менее известные. Такая позиция позволяла оставаться незапятнанным в случае неудач и получать славу в случае успехов. Действительно — никто же не тянет за язык говорить, мол, это не я, уважаемые коллеги, сделал, а другие, я только должность занимал. Даже неспособность экс-премьера удерживаться от поминутного повторения словосочетания «я убежден», также играет на его имидж, доказывая именно убежденность человека, а не его неумение строить предложения.

Удивительная способность получать плюсы, постоянно воздерживаясь от наименьших движений, сделала Виктора Ющенко накануне избирательной кампании наиболее ценным достоянием для каждой политической силы, стремящейся получить максимум в марте 2002 года. Нужно совсем не уважать Виктора Андреевича, чтобы заподозрить его в том, что он сам этого не понимает. Понятно, высказываться в ближайшие месяцы «надежде нации» явно противопоказано. Т.е. говорить можно, но очень кратко и нечасто, чтобы потом эти слова можно было истолковать должным образом. Древний рецепт — молчать, чтобы понравиться — подходит в этом случае на сто процентов. И чем дольше будет молчать Ющенко, чем дольше он не будет занимать никаких должностей и не будет возглавлять никаких структур, тем дольше его рейтинг политического деятеля надежно будет опережать рейтинг всех других желающих быть полноправными владельцами подобного статуса. Впрочем, в этой технологии есть новации. После отставки многие из аналитиков и практиков отечественной политики отмечали, что нет механизмов поддержки рейтинга Ющенко, поскольку в его руках уже нет такого мощного PR-средства, как правительство. Похоже, выход найден: через симпатизирующие (по различным причинам) СМИ постоянное анонсирование вариантов политического будущего экс-премьера.

Молчаливый «будущий лидер» буквально провоцирует политически активные прослойки населения на всевозможные медитации вокруг своего имени. Количество прогнозированных вариантов предвыборного блока или коалиции, которые подсказываются экс- премьеру с разных сторон, способно сбить с толку не один институт политологии. Путаться в паутине раскладов и рейтингов без риска окончательно потерять ориентиры по силе только тем, кто эти рейт инги составляет. Реально же все выглядит значительно проще — участники будущих выборов будут делиться на две части. Первые будут играть на партийных вывесках и идеологии, вторые — на именах. Желание сделать смесь из двух вышеназванных подходов рано или поздно приведет к исходной позиции. Поэтому предлагаемая ныне «широкая коалиция под Ющенко» может рассматриваться только как проба уверенности в собственных силах для тех, кто рассматривается как ее потенциальный участник.

Нельзя не вспомнить, что идея такой коалиции блуждала коридорами власти еще задолго до того, как Ющенко отпустили в самостоятельное политическое плавание. Воплощению замысла в жизнь уже на начальном этапе помешало отсутствие понятной идеологии, которая могла бы объединить участников такой коалиции. Гипотетически их должны бы объединять невосприятие коммунизма, преданность независимому государству, демократии и рыночной экономике. Если в той же Польше подобной подпочвы было в свое время вполне достаточно для победы широкой демократической коалиции, то нашего избирателя вышеназванные ценности вряд ли могут массово разбудить. Нашим центристам и антикоммунистам нужны другие избирательные технологии, действующие исключительно в индивидуальном и конфиденциальном режиме. Вот и думают наши правые и правоцентристы — рисковать отдельно или рисковать вместе. Риск есть в каждом из вариантов, поскольку полного единения против «коммунистической угрозы» образца ноября 1999 года ожидать не приходится.

Искушение спрятаться за «рейтингом Ющенко» является слишком привлекательным для политических лилипутов, которым проходные четыре процента не светят ни при каких условиях. Если же учесть, что отдельные политические лилипуты совсем не являются лилипутами финансовыми, то предвыборная инвестиция «под Ющенко» выглядит абсолютно беспроигрышной. Сложнее с обладателями раскрученных партийных брендов. Есть риск растворить добытое годами труда в мутном коктейле широкой коалиции или блока и получить в финале намного меньше того, с чем пришли. Поэтому уже сейчас участие в проющенковском блоке наиболее сильных политических игроков реально не просматривается. Ибо в отличие от Ющенко, который может без риска потерять рейтинг благополучно молчать вплоть до 31 марта следующего года, партиям необходимо будет что-то говорить своим традиционным избирателям. И это «что- то» может избирателей не убедить.

Именно поэтому уже сейчас раздаются первые заявления, которые должны не столько убедить, сколько проверить реакцию. Еще совсем недавно Ющенко заявлял, что пойдет на выборы в мажоритарном округе, теперь же прозвучало противоположное заявление — экс-премьер готовится лично возглавить предвыборный список собственного блока. Учитывая ту легкость, с которой было забыто «мажоритарное» заявление, следует понимать, что будущий лидер будущего блока начал понимать правила игры. Позиция Романа Бессмертного, Ивана Плюща, новое место работы Юрия Еханурова могут свидетельствовать и о других правилах. Блок «под Ющенко» должен создать противовес «олигархам» — на первый взгляд. А на второй — уже сейчас в будущий парламент закладывается «мина» в виде неустойчивого ситуативного большинства. Понимают ли фаны экс-премьера эту игру? Что будет с будущим «блоком Ющенко», будет ли этот блок вообще — над этими вопросами следует теперь ломать головы не столько на Банковой, сколько тем, кто строил и продолжает строить амбициозные планы на очередные парламентские выборы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать