Бойцы культурного фронта
Олег Скрипка собрал в одном «героически-песенном» букете 15 украинских исполнителейДо нашего времени многие героические песни — казацкие, сечевые, повстанческие, дошли уже с очертаниями народных, обросши новым прочтением и звучанием. Например, всем известная «Лента за лентою» сегодня имеет несколько текстовых, в том числе и осовремененных, вариантов исполнения. Ее часто можно услышать у костров на отечественных фестивалях. Вообще обозначенный «героической песней» сегмент национальной певческой культуры, которую взял на вооружение Олег Скрипка, довольно широк. К этой категории — через непростые исторические вехи — можно отнести треть украинского песенного наследия. «Героические песни — это те, которые внушают чувство достоинства и любовь к своей земле, несмотря ни на что», — обобщает певица Маричка Бурмака.
Украинская героическая песня всегда звучала на фестивалях, инициируемых вечным фронтменом группы «ВВ» и культурным деятелем (где слова «культура» и «действовать» употребляются в адекватном значении) Олегом Скрипкой. В частности, на известном летнем фесте «Країна мрій» отдельно сооруженная кобзарская сцена вместе с Тарасом Компаниченко, Эдуардом Драчем, Святославом Силенко и другими ежегодно оказывает музыкальный почет украинским героям.
Поэтому решение Олега Скрипки отделить героическую песню от фолка в фестиваль «Молодая гвардия» кажется не просто оправданным, а необходимым. Почему?
— Война против нашего народа никогда не прекращалась. Продолжается она и до сих пор. Происходящее сегодня в культурном пространстве можно смело назвать интервенцией или оккупацией», — констатирует кобзарь Святослав Силенко.
— В нашей культуре есть все: бордель и высокое. Сегодня бордель заполонил наше пространство. Стоит только взглянуть, что «идет» с большой иконы, называемой телевидением, — говорит кобзарь Эдуард Драч.
Наступает момент, когда культурная толерантность к названным оккупантам со стороны власти и пронациональной культурной элиты становится угрожающей для государства. Порой эта толерантность перерастает даже в преступление. Очевидно, именно поэтому украинская культура требует героического, радикального вмешательства — украинской этнической музыки, украинского рока, панка и, наконец, героических песен, которые реанимируют генетическую память о временах казатчины или упистов.
— Радикальное, но не агрессивное, — подчеркивает менеджер группы «Гайдамаки» Назар Дронь. — От культурной оккупации нужно начинать освобождать «сверху». В первую очередь нужно менять государственные структуры. Потому что те, кто пытается менять что-то «снизу», бьются головой о стену. Хотя за последние два года можно сказать, что ситуация изменилась в лучшую сторону: больше украинской музыки стало появляться на радио, больше проводится культурных мероприятий».
Назар считает, что замысел устроить фестиваль героической песни очень интересный, и Олег Скрипка пригласил для его воплощения правильных музыкантов.
— Вот только одного я не понимаю: неужели «Гайдамаки» не поют героические песни? — справедливо удивляется Назар.
Гостей фестиваля у бывшего Октябрьского дворца встречали в полном обмундировании ученики Киевского военного лицея им. И. Богуна и настоящие казаки с пистолями. Олекса Руденко, директор Департамента военно-культурной антропологии Общества археологии и антропологии, вместе со своими соратниками в военном аутентичном казацком наряде палили в воздух, борясь с культурной экспансией.
— Мы выполняем здесь функцию исторической цитаты, — рассказывает Олекса. — Подготовили экспозицию, посвященную историческому оружию и мундиру, которая демонстрируется в рамках фестиваля.
Олекса Руденко считает, что бороться с культурной оккупацией нужно только при помощи культурной контратаки.
— Все 15 исполнителей — бойцы культурного фронта. Мы молодые и мужественные! Сейчас страна находится в состоянии культурной руины, а мы пытаемся перенести ее в состояние культурного ренессанса, — такими словами открыл концерт Олег Скрипка.
Некоторые из «молодых и мужественных» свои выступления готовили специально к концерту. В частности, Фома из группы «Мандры» и «ВВ», которые впервые за свою 20-летнюю историю исполнили стрелецкую песню. Удивили «Танки», исполнив в совершенно нехарактерной для группы манере песню «Пливе човен, води повен». Тарас Чубай устроил маленькую патриотическую «вакханалию», вместе со всем залом запев «Лента за лентою». Особенно эффектной стала «кода» концерта — Государственный Гимн Украины, спетый всеми музыкантами, принимавшими участие в событии, вместе со зрителями. Вечер продолжился балом при участии учеников лицея им. И. Богуна.
Выпуск газеты №:
№32, (1996)Section
Панорама «Дня»