Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бюджет на троих

21 сентября, 20:05

Первый бюджетный блин, выложенный вчера Кабмином на утренний стол депутатов вышел комом, правда не до такой степени, чтобы они не смогли его проглотить. Законопроект Бюджета-2007 количеством 249 голосов (включая 10 голосов БЮТ и 2 «Нашей Украины») все-таки принят Верховной Радой к рассмотрению. И это несмотря на то, что предварительные заявления представителей депутатских фракций свидетельствовали о том, что продукт, предложенный Николаем Азаровым, выглядит неаппетитно.

Согласно представленному Кабмином законопроекту, доходы определены на уровне 180 млрд. грн., что на 14% больше плана на 2006 год, расходы — на уровне 200 млрд. грн., что также на 14% превышает план на 2006 год. Рост ВВП планируется на уровне 6,5%, предполагаемая инфляция — 7,5%. Граничный размер дефицита государственного бюджета в следующем году определен в объеме 15,1 млрд. грн., или 2,55% ВВП. Что, по словам Николая Азарова, находится на «уровне плановых показателей последних лет».

Выступая с трибуны ВР, первый вице-премьер подчеркнул, что предлагаемый парламенту проект госбюджета призван возобновить «инновационо-инвестиционную» модель развития экономики. «Необходимо перейти от модели экономического развития, ориентированного на стимулирование потребления, к модели стимулирования инвестиционной активности и развития отечественного производства. Мы будем проводить активную политику поддержки отечественного производителя, отечественного экспорта и развития импортозамещающего производства», — сказал Н. Азаров.

По его словам, финансирование дефицита планируется в 2007 году за счет внешних и внутренних займов. «Граничный размер государственного внешнего долга на конец 2007 года устанавливается на уровне около $10 млрд., а внутреннего госдолга — около $1 млрд.» А этот объем, по его мнению, «находится на безопасном уровне».

Поначалу казалось, что ни определенные лингвистические успехи основного докладчика, министра финансов Николая Азарова, ни предложенные им цифры не производят должного впечатления. Судя по тональности и содержанию выступающих с трибуны представителей всех фракций, все шло к тому, что законопроект будет все же возвращен на доработку. В частности, народный депутат от фракции «НУ» Павел Жебривский, выступая с парламентской трибуны, заявил о том, что фракция предлагает отклонить бюджет, поскольку это «бюджет для своих, а не для всего народа Украины».

Юлия Тимошенко назвала бюджет не только «антисоциальным», но и бюджетом разрушения, добавив, что «30% людей, голосовавших за Виктора Януковича на выборах, обмануты, поскольку пенсии не будут возрастать на фоне растущих в 2—3 раза тарифов». Кроме того, Тимошенко также обратила внимание присутствующих, что минимальная зарплата не будет подниматься до 1 июля, а с 1 июля поднимется всего лишь на 5%. «Это бюджет колоссальной теневой экономики в Украине. Такого бюджетного позора за всю историю страны не было еще никогда. Поэтому фракция БЮТ подала постановление об отклонении наихудшего бюджета наихудшего правительства», — сказала Тимошенко. К тому же Юлия Владимировна совершенно справедливо отметила, что бюджетный комитет должен принадлежать оппозиции. Как это было даже при Кучме.

Мнения представителей коалиционного большинства также не предвещали быстрого прохождения. Так, со слов члена фракции СПУ Ивана Бондарчука, явно вытекало то, что «нужно пересмотреть общую идеологию проекта госбюджета, поскольку в нем недостаточно учитываются обязательства перед избирателями не только СПУ, но и других партий». По мнению депутата, правительство «искало дырку под скамейкой», разменивалось по пустякам.

Критика законопроекта активно звучала и вне стен парламента. Еще накануне депутат от «Нашей Украины» Николай Катеринчук заявил в интервью журналистам, что законопроект не устраивает и Президента. «Мне известно, что Президент Ющенко лично изучал с карандашом и маркером проект бюджета на 2007 год, который представило новое правительство во главе с Януковичем. И я знаю, что Президент не был в восторге от него, как и НУ», — отметил депутат. По словам Катеринчука, предложенный проект бюджета идеологически абсолютно бесперспективный, поскольку предлагает принципы «ручного» управления экономики и перераспределения государственных ресурсов в интересах узкой группы». Этого же мнения придерживается и бывший министр финансов Виктор Пинзеник, считающий, что данный бюджет создан для ручного распределения средств между отдельными финансовыми кланами. «В бюджете на следующий год 10 миллиардов гривен не расписаны по расходам. То есть нет целевого назначения». Следовательно, «речь идет о распределении средств в ручном режиме».

Маленький проблеск надежды промелькнул только в выступлении основного борца с олигархией, коммуниста Петра Симоненко. В лучших демагогических традициях — и нашим, и вашим — лидер КПУ допустил, что правительство просто не успело «проанализировать всю глубину кризисных явлений в экономике, и коммунисты никогда не поддержат ограничение прав и свобод граждан по ключевым моментам». В то же время он сказал, что окончательного решения фракция КПУ еще не приняла, и они определяться голосовать за бюджет или нет только после того, когда увидят, будут ли учтены предложения, подготовленные фракцией.

Вовремя подставленное плечо «товарищей» подсказало регионалам, что не все так плохо, и в перерыве надо только дожать социалистов. А в кулуарных договоренностях, как известно, им нет равных. После состоявшихся переговоров, с участием Азарова и Мороза, где по словам члена фракции СПУ Евгения Филиндаша, были учтены предложения Соцпартии по созданию совместной рабочей группы, социалисты высказали готовность рассмотреть законопроект. Таким образом бюджетный завтрак, начатый в одиночестве, закончился обедом на троих.

КОММЕНТАРИИ

Владимир ФЕСЕНКО , глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Поскольку это первый вариант бюджета, который только вышел из печи Минфина, он содержит, судя даже по первой критике (я имею в виду не политическую, а профессиональную), немало изъянов и нестыковок. Из очевидных изъянов — это, конечно же, проблема дефицита бюджета и, скажем, социальной направленности бюджета.

Мне кажется, что Азаров сделал акцент на экономическую логику. Если говорить более жестко — на логику бухгалтерскую. Однако бюджет надо сбалансировать, он не может быть третий год подряд популистским. С другой стороны, похоже, что правительство и министерство финансов с этой логикой перегнули палку. И учитывая рост цен на газ, и проблему тарифов на жилищно-коммунальные услуги такой дисбаланс между экономической логикой и социальной может вызвать серьезное политическое и социальное напряжение. Поэтому проблемы сбалансированности бюджета все-таки придется решать. Поэтому изъяны в бюджете есть, нo есть и время для исправления этих изъянов.

А вот что касается позиции БЮТ и «Нашей Украины», то мне представляется, здесь доминирует политическая, а точнее, оппозиционная логика. С БЮТ все понятно: им нужно критиковать любой бюджет, представленный правительством Януковича, даже если бы это был идеальный бюджет, он все равно подвергался бы резкой критике со стороны Юлии Тимошенко. А вот что касается «Нашей Украины», то тут более сложная ситуация. Нынешняя критика во многом обусловлена тупиком в переговорном процессе между «Нашей Украиной» и антикризисной коалицией. Похоже на то, что «Наша Украина» такой жесткой критикой старается подтолкнуть Партию регионов к конкретным уступкам в переговорах.

Алексей ГОЛОБУЦКИЙ , эксперт Агентства моделирования ситуаций:

— Вселяет надежду то, что впервые в истории Украины происходит нормальное обсуждение бюджета в рамках власть — оппозиция. А не как раньше было: вырывались какие-то куски из контекста бюджета, и в конце концов в течениe времени, когда бюджет принимался, все оставались довольны, кроме населения Украины.

Этот бюджет, конечно, отличается от предыдущих бюджетов Тимошенко и Еханурова меньшей социальной направленностью и большим регулированием государством экономических процессов. С одной стороны, сокращение социальных статей — это плохо, с другой, — не выделять средства на модернизацию экономики тоже глупо. Поэтому я не говорю плохой бюджет или хороший, через год-два увидим.

КСТАТИ .

Депутат фракции «Наша Украина» Юрий Артеменко попросил министра юстиции Романа Зварича дать правовую оценку проекту госбюджета на 2007 год на соответствие Конституции и Бюджетному кодексу. Артеменко считает, что проект госбюджета в нынешнем виде «грубо нарушает существующие нормы Бюджетного кодекса, который разрешает вводить новые или отменять существующие налоги лишь через изменения в Закон Украины «О системе налогообложения».

Кроме того, по мнению депутата, проект госбюджета проводит «ревизию основного принципа Конституции относительно невозможности сужения содержания и объема существующих прав и свобод».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать