Бюджет неопределенности
Украина становится страной налоговых и, соответственно, бюджетных парадоксов. Идет уже третий месяц года, а законодательства, предназначенного для компенсации снижения некоторых налоговых ставок и наполнения бюджета за счет расширения налоговой базы, все нет. То есть многострадальный закон 4000- 1 парламентом кое-как принят, но в действие до сих пор не введен. Более того, в понедельник стало известно, что на него наложено президентское вето. «Оснований более чем достаточно. Положения закона противоречат четырем статьям Конституции Украины и базовым законам, которые регулируют отношения в соответствующей сфере», — подчеркнул Леонид Кучма. Он также отметил, что предлагает внести отдельные законопроекты по принципиальным вопросам, которые есть в этом законе и заслуживают поддержки.
Отклонять этот закон в марте, как бы плох он ни был, довольно рискованно для наполнения бюджета, остающегося практически без законодательной базы. Но раз решение принято, можно предположить, что за бюджет можно не волноваться.
И действительно, согласно сообщению Минфина, поступления в общий фонд бюджета за первых два месяца года (по оперативным данным Госказначейства) составили 7,6 млрд. гривен или 100,9% к плану. Это на 1,3 млрд. гривен больше, чем на это время в прошлом году. А за февраль доходная часть общего фонда госбюджета перевыполнена на 1,1% против плана. Причем в наполнении бюджета больше других «отличился» налог на прибыль, ставка на который сокращена на 5% и теперь равна 25%. Плательщики этого налога внесли в бюджетную копилку более 1,3 млрд. гривен, что составляет почти 34,5% всех поступлений.
С другой стороны, дыра в законодательном поле, открывшаяся после ветирования закона 4000-1, позволяет вольготнее чувствовать себя правительству, которое, согласно его уверениям, работает с бюджетом исключительно в автоматическом режиме. Но вот вчера счетная палата сообщила «Дню» о том, что предоставление субвенций местным бюджетам из госбюджета на выполнение инвестиционных проектов осуществлялось с нарушениями Бюджетного кодекса и при отсутствии закона, который бы определял соответствующие правила. А кроме того, аудиторы Счетной палаты обвиняют правительство в незаконном изменении норм, урегулированных бюджетным законодательством. Ими выявлено, что объекты, которые предусматривается финансировать в областях за счет субвенций госбюджета, вносятся в соответствующий перечень не на конкурсных условиях, а по предложениям госадминистраций и народных депутатов. Словом, ручное управление, от которого так настойчиво открещивалось правительство, все-таки еще не изжито. И такой вывод делается по итогам прошлого года. Сможет ли правительство удержаться от подобных соблазнов в нынешнем году?
В любом случае, сейчас груз ответственности снова перенесен на парламент, а вернее на «большевистскую» коалицию, которой предложено срочно вернуться к проблемным вопросам экономики. Готова ли она к этому? Отвечая на вопросы «Дня», первый заместитель бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Коновалюк сказал: «Вето Президента преодолеть очень сложно. Я думаю, что достаточного количества голосов не будет. Ведь на этот счет есть определенные рассуждения оппозиционных фракций, например, КПУ и «Нашей Украины», которые, похоже, готовы преднамеренно осложнить ситуацию в период начала президентских выборов. Поэтому сейчас в срочном порядке необходимо создавать рабочую межфракционную группу, изучать предложения, сделанные Президентом, и в короткие сроки подготовить новую редакцию закона с учетом его поправок. Этим законом нужно снять все противоречия принятого бюджета, усилить администрирование по многим налогам и добиться увеличения доходной части бюджета. Ведь в разгаре период налоговой реформы, в ходе которой с помощью снижения налоговых ставок нужно обеспечить устойчивый рост экономики. Кроме того, нужно восстановить ряд льгот, которые, на мой взгляд, были неоправданно сняты законом о госбюджете. Такой закон просто необходим для того, чтобы правительство выполняло свои задачи. Если же он не будет принят, то это будет иметь серьезные негативные последствия и прежде всего отразится на доходах бюджета.
Правительство будет поставлено в сложное положение, а целые отрасли экономики будут иметь колоссальное фискальное давление, тогда как отмененные льготы могут привести к сложным социальным последствиям». По мнению Коновалюка, все это — «какая-то часть политической игры, когда во многом ситуацию характеризует начало президентских выборов».
Предположения народного депутата от Партии регионов подтвердились в разговоре с нашеукраинцем Сергеем Терехиным. Отвечая на вопрос «Дня» о том, когда Верховная Рада теперь сможет принять новый закон, он переспросил: «А зачем?» Терехин уверен, что в том случае, если парламенту будет предложено просто отменить этот закон, «мы делать ничего не собираемся». Он пояснил, что противниками закона 4000-1 являются Минюст и Гостаможслужба, которым не выгоден запрет льгот по НДС и акцизу на продажу конфискованных либо арестованных товаров. «По их мнению, — говорит Терехин, — продавать эти товары с акцизом — противоречит Конституции». Если по предложению Президента депутатам потребуется не улучшать закон 4000-1, а принимать отдельные законы, то, как предсказывает Терехин, «мы над этим подумаем, но торопиться уже не будем». Терехин считает, что правительство загнало себя в тупик, приняв этот бюджет. Теперь ему (правительству) следовало бы помогать из него выйти. «Но если этого не делается, — говорит народный депутат, — то это уже не экономика, а в политику бюджетный комитет не играет».
Впрочем, противоречивые мнения высказываются и в среде налогоплательщиков. Президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко в разговоре с «Днем» сказал: «В принципе, вето — это правильный шаг. Восемьдесят процентов из общего «тела» закона — позитив. Двадцать — негатив. Но по последствиям для налогоплательщиков плохое доминирует, особенно для тех, кто работает на упрощенной системе. Сейчас нужно умудриться исправить все то, что ранее в нем было недоделано. Но надеяться на то, что это можно будет сделать быстро, не приходится. Не хотелось бы думать, что закон был заветирован только потому, что налоговая в соответствии с ним теряла право вмешиваться в процедуру возмещения НДС. Ведь этот налог прослыл в обществе коррумпированным, и Президент вчера об этом говорил. Налоговики имели «откаты» на дебете. А закон 4000-1 выводил их из этого процесса и делал «откаты» невозможными. Если бы на протяжении марта изменения к закону, а они уже наработаны, были проголосованы в парламенте и Президент такой закон подписал, то это был бы нормальный процесс. Один налоговый период еще не сильно расстраивает народ. Но если опять попадем в историю 2002 года, когда в июне пытались проголосовать Налоговый кодекс и завалили, то все повторится сначала. Ведь на попытки навести порядок в налогообложении ушло два года. Теперь в этом деле нас снова может отбросить назад».
В то же время очередной налоговый поворот, очевидно, заставит многих бизнесменов нарастить долю рисков в калькуляциях на свои расходы. Так, один из собственников компании «Юранко Трейдинг Лимитед» Вадим Гуржос сказал «Дню»: «Я думаю, что процесс станет неуправляемым. Ситуация с бюджетом будет напоминать двигатель, идущий в разнос. Дальше все будет управляться в ручном режиме. А ответственных не будет, поскольку вступит в силу принцип коллективной ответственности, а для ухода от нее будет использована возможность кивать на вето Президента. Но если закон действительно плохой, то до сих пор мы хоть знали как управлять своими финансами — были какие-то правила, а теперь они отменены. И уже сегодня есть масса случаев, когда предприниматели не знают как себя вести в связи с возникшей неопределенностью».
Выпуск газеты №:
№38, (2004)Section
Панорама «Дня»