Бюджетная революция
Мэры городов предъявляют ультиматум...
Завтра в парламенте и вокруг него развернется очередное бюджетное сражение. На одной стороне будет центральная власть, в основном правительство, а на другой — делегации из городов Украины во главе с мэрами, а также представители областных советов. «Города» намерены пикетировать Верховную Раду, протестуя против проекта государственного бюджета на 2006, который 1 декабря должен слушаться в парламенте во втором чтении. Вопрос ставится ребром: если пикетирование не поможет восстановить справедливость в межбюджетных отношениях, то мэрии намерены отказаться от делегированных полномочий, которые финансируются, по их утверждениям, в лучшем случае, на 70%. Как предсказал глава Ассоциации городов Михаил Питцык, такое решение может быть принято городскими советами уже в декабре этого года. В этом случае бюджет снова придется пересмат ривать.
Цена вопроса: межбюджетные трансферты предлагается увеличить на 5 млрд. гривен, чтобы мэрии городов были обеспечены финансовыми ресурсами для выполнения делегированных государственных полномочий в области здравоохранения, народного образования и т.д. Кроме того, речь идет об увеличении объемов дополнительной дотации на уменьшение фактических диспропорций между местными бюджетами из-за неравномерности сети бюджетных учреждений, а также субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на социально- экономическое развитие регионов, выполнение мероприятий по предупреждению аварий и предотвращению техногенных катастроф.
Естественно, правительство от всего этого не в восторге. Юрий Ехануров выступает против дальнейшего увеличения расходов в проекте государственного бюджета Украины на 2006 год и надеется, что он не подвергнется существенным коррективам в ходе второго чтения. Он стремится побыстрее поставить точку в конфликте с регионами. «Как только во втором чтении будет принят бюджет, для местных бюджетов это уже все, это уже окончательное решение», — подчеркивает премьер. Он надеется, что госбюджет будет принят во втором и окончательном чтении одновременно. «Однако если будут расхождения — это жизнь», — отмечает Ехануров, уже давно зарекомендовавший себя как реалист и прагматик.
От жизни, естественно, никуда не деться. Председатель Верховной Рады Владимир Литвин знакомился с нею в ходе рабочей поездки в Ровенскую область, а потому предсказывает «чрезвычайно сложный процесс» при обсуждении бюджета во втором слушании. Он предвидит три варианта действий парламента. Первый — «сдаться правительству», второй — возвратить ему бюджет для доработки (на данном этапе такой вариант законом не предусмотрен), третий — доработать проект госбюджета в соответствии с бюджетной резолюцией и бюджетными выводами, утвержденными парламентом. Спикер высказался за отмену негативной практики, когда вначале финансируются проблемы центра, а после — все остальное направляется на места. Он предвидит, что правительство должно согласиться с предложением парламента о выделении дополнительных пяти млрд. гривен на делегированные полномочия, а также увеличение финансирования агропромышленного комплекса (это вторая бюджетная фишка, за которую пойдет борьба в декабре).
Сильным игроком на стороне бунтующих мэрий выглядит киевский городской голова Александр Омельченко. Он идет на выборы, а потому чувствует себя весьма раскованно. И даже расценивает проект госбюджета на 2006 год как «бюджет доедания». В частности, Омельченко отмечает, что проектом госбюджета на 2006 год не предусматривается выделение Киеву средств на строительство метрополитена, тогда как только в 2005 году столица потратила на эти цели более 240 млн. гривен.
В состоянии ли украинский госбюджет принять на себя такой дополнительный груз? Эксперты готовят на этот вопрос довольно скептический ответ. В частности, руководитель группы советников председателя Национального банка Валерий Литвицкий считает, что наращивание расходов в проекте государственного бюджета Украины на 2006 год увеличивает риски для экономики. По его мнению, предлагаемый сейчас правительством дефицит госбюджета-2006 на уровне 2,5% ВВП уже является «гранично-рискованным». Дефицит бюджета, — уверен Литвицкий, — является не самым лучшим стимулятором развития экономики». В то же время эксперт считает, что он может послужить достаточно существенным фактором ускорения инфляции. «Рост экономики лучше стимулировать не через дополнительные расходы за счет денег от приватизации, а через уменьшение налогов», — напоминает известную истину Литвицкий.
Но в парламенте, уже в значительной мере сориентированном на выборы, на этот счет существуют (даже среди правых политиков) различные мнения, вплоть до радикальных. Так, заместитель главы бюджетного комитета Валерий Асадчев в беседе с «Днем» сообщил, что считает вполне оправданными и справедливыми намерения регионов и городов. Он посоветовал правительству прислушаться к их требованиям и найти для них как минимум три миллиарда гривен. Он также советует министру финансов Виктору Пинзенику не тормозить («до него этим занимался Азаров») реформы бюджетного процесса: «У него лежит новый бюджетный кодекс, и он сознательно его тормозит».
Выпуск газеты №:
№221, (2005)Section
Панорама «Дня»