ЧЕЛОВЕК И АВТОМОБИЛЬ: извечное противостояние
За 9 месяцев этого года на дорогах Украины погибло 4095 человек![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011026/4195-1-1.jpg)
Практически ежедневно на дорогах столицы гибнут люди, и при этом количество жертв дорожно-транспортных происшествий у нас в стране с каждым годом все возрастает. По статистическим данным, за 9 месяцев этого года погибло 4095 человек, что на 18, 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а ранено 26965 человек, что на 4,8% больше. Та же статистка свидетельствует, что более половины происшествий происходят именно по вине водителей (17312), и кроме этого, наезды на пешеходов традиционно лидируют в горьком списке. Конечно, это можно связывать и с плохим состоянием киевских дорог, и с их перманентным ремонтом, который провоцирует пробки в час пик, но все чаще расплачиваться за это приходится ценой человеческой жизни.
Представители ГАИ с уверенностью утверждают, что именно пешеходы в основном становятся причиной аварий на дорогах. Для них пешеходы — это больная тема, поскольку применить по отношению к ним жесткие санкции намного сложнее, чем, скажем, к водителям (правда, в последнее время и по отношению к последним они были в значительной степени смягчены). Пешеходы все равно что безбилетные пассажиры: — нет денег — нет и наказания. «Раньше было гораздо проще, — говорит помощник оперативного дежурного управления ГАИ Дмитрий Накарлович, — провинившихся корили на партсобраниях, писали заявления на работу, и в итоге люди боролись не за свой кошелек, а за статус и репутацию.» Сегодня отношение к блюстителям дорожного порядка порой не совсем адекватно, на что, впрочем, были и есть свои причины. На Западе полисмен — лицо незаинтересованное, и его слово для каждого ассоциируется с голосом закона, которому хочешь не хочешь — а подчиняться приходится. У нас же, как рассказывают в ГАИ, для борьбы с пешеходами-нарушителями не хватает свидетельской базы. Слово — против слова, аргумент — против аргумента, а доказать в таком случае факт нарушения пешеходом правил дорожного движения практически невозможно.
Психологи же видят причины незаконопослушности пешеходов по- разному. По предположению научного сотрудника Института социальной и политической психологии Андрея Добиры , причиной является общая социальная ситуация у нас в стране. По его мнению, украинцы привыкли жить безнаказанно, и подсознательно переносят глобальное на частное. В тоже время, по мнению заместителя директора по научно-эксперементальной работе Института психологии им. Г. Ф Костюка Сергея Болтивца , в проблеме не разобраться, если подойти к ней не с социально-психологической и психогигиенической точки зрения. По его словам, современные правила дорожного движения в большей мере способствуют сохранению безопасности автомобилей, а не людей и отражают позицию «человек для автомобиля». а не «автомобиль для человека». Правила дорожного движения не учитывают многообразия личностных особенностей человека. «Опыт создания прямоугольных дорожек свидетельствует о том, что человек в любом случае протопчет себе дорожку наискось»,— говорит психолог. По его мнению, чем больше правила будут интегрировать в себе знания о законах человеческого поведения, тем больше шансов, что они будут выполняться.
Но если пешеходы-нарушители с точки зрения социальной психологии и психогигиены оправданы, то чем же объясняются извечные нарушения водителей, а они в последнее время фиксируются все чаще? Среди них встречаются даже достаточно курьезные случаи. Например, неопытный водитель, который никак не знал, как ему обогнуть троллейбус, не долго думая, дал задний ход в результате чего существенно подмял бампер своей «шестерке» и с невозмутимым видом, ни на секунду не сбавив скорость, ускользнул с места аварии. В другом случае во время проведения ремонтных работ, остановившись, водитель КамАЗа выключил зажигание, но не поставил на «нейтралку» коробку передач, в результате чего двинувшийся эскалатор потащил за собой и «несчастливый» КамАЗ. Надо сказать, что подобное далеко не редкость, и это, уже не говоря о таких мелких нарушениях, как превышение скорости, разворот в неположенном месте и т.д. Сегодня такие факты стали практически нормой для дорожного движения. Неспроста среди киевских водителей бытует не совсем нормальная, как для европейского государства, присказка — «у нас дорога — или ты, или тебя». Правда, такое многоборье на дорогах, к сожалению, часто заканчивается достаточно печально. Только за один день (среду) в столице было зарегистрировано 8 аварий, из которых 5 наездов на пешеходов, 2 столкновения и одно опрокидывание. Таким образом, киевские дороги уже сами по себе представляют собой большую опасность. И связано это не с их качеством, которое, кстати сказать, также оставляет желать лучшего, а с культурой вождения, вернее, с ее отсутствием. Во всяком случае, так считают «гаишники». По их мнению, недисциплинированность и бескультурье современных водителей превращает движение на дорогах в хаос. Но все-таки, кажется, в скором времени ситуация вряд ли может улучшиться, чему причина, кроме всего, и существенная либерализация санкций за нарушение водителям. А значит, пока остается с горечью свидетельствовать о потерянных жизнях и смертельных травмах, которые причиняет обыкновенная недисциплинированность.