Человек может заговорить и в... 18 лет
Убеждены родители, не спешащие отказываться от больных детей![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000519/487-6-2.jpg)
...Каждое утро мама Ромы просыпалась с осознанием страшного и неоспоримого факта: ее сын, до 3,5 лет нормально росший и развивавшийся, теперь тяжело болен, медицина же — бессильна. Она жила наедине с несчастьем, отчаянием и ощущением, что спасение где-то совсем рядом — только бы не опоздать. Только через полгода случайно психолог одной из больниц Киева посоветовала обратиться в «Школу жизни». Атмосфера тепла, искренности и доброжелательности, знакомство с родителями и учителями настолько поразили, что она не удержала слез. «Не надо. Мы уже все переплакали. Теперь занимаемся делом!» — успокоила ее директор школы Мария Щибрик.
Первую в Украине частную школу семейного типа для детей с диагнозом «ранний детский аутизм» (РДА) и другими интеллектуальными и психическими расстройствами Мария Щибрик, педагог с 14-летним опытом работы, зарегистрировала семь лет назад ... для своей дочери Любы. В Украине такие дети до сих пор считаются «безнадежными», потерянными для государственной системы образования и не пригодными к обучению. «Как это можно утверждать, если никто не пытался вашу дочь учить?» — удивлялись британские специалисты, к которым Мария Васильевна обратилась за помощью. За три месяца обучения в лондонской школе для детей-аутистов семилетняя украинская девочка начала произносить первые слова и... улыбаться, за что и получила «английское» имя «Люба Биг Смайл» (Большая Улыбка). На предложение британских друзей удочерить девочку, для которой нет будущего в Украине, родители не согласились. Они решили сами создавать будущее. Ведь и за границей такие школы сначала организовывали родители, а уже потом «подключалось» государство. К сожалению, в нашей стране государство инициативу не подхватило. Хоть поддержали М.Щибрик зарубежные благотворительные организиции, Дарницкая и городская госадминистрации, в частности социальная служба для молодежи. Однажды на зов о помощи откликнулся человек, передавший школе мешок сахара. «Сладкий спонсор», как его назвали, с того времени стал другом и добрым ангелом для детей.
Сегодня школа предоставляет помощь 40 детям, среди которых, кроме аутистов (тех, у кого нарушено общение с внешним миром), — дети с болезнями Дауна, ДЦП, интеллектуальной недостаточностью. Последние могут сотню раз заглянуть в глаза «отчужденных» от мира, замкнутых в себе аутистов, и все-таки встречаются с ними взглядами. Такое общение действительно роскошь, потому что несет еще и лечебно-психологический эффект. Со школьниками, главным образом индивидуально, занимаются логопеды- дефектологи, психологи, учителя, ассистенты-воспитатели, физио-, трудо-, игро- и музыкальный терапевты, причем большинство из них — родители воспитанников «Школы жизни». Главным методом является корректирующее обучение, в частности занятие по логоритмике под музыку, стимулирующее развитие эмоциональной памяти. Многие дети начинают петь раньше, чем говорить. Довольно эффективное действие имеет функциональное чтение, благодаря которому дети учатся читать необходимые в быту слова.
В общем, вся жизнь семейного детского заведения подчинена главной цели — социальной реабилитации и адаптации детей с особыми потребностями к жизни в обществе. Они учатся жить среди нас, получают социальные навыки, образование (21 воспитанник после психолого-медико-педагогической комиссии получил право на обучение в государственной системе образования), и доказывают, что дар творчества есть чуть ли не у каждого аутичного ребенка. За границей некоторые из таких детей выросли в писателей, художников, ученых. В нашей стране до сих пор отсутствует комплексная программа реабилитации, соответствующая система обучения, даже статистика по РДА. Хотя известно, что в других странах она составляет от 5 до 15 — 20 случаев на 10 тысяч детей. Около 300 — 400 тысяч детей больны РДА в США. Аутизм по частоте занимает 4 место после умственной отсталости, эпилепсии и церебрального паралича. Распространение этого отклонения имеет тенденцию к росту. Проблема приобретает социальную заостренность и является, по мнению специалиста по психовоспитательной терапии Тео Пеетерса, «больше, чем когда-либо политической проблемой», а следовательно, «не находится ли общество, отказывающее своим наиболее больным гражданам в помощи, в постоянном состоянии несправедливости?»
Многие родители не в силах оказаться от детей со «странным поведением»: в школу обращаются и приезжают изо всех уголков Украины и стран СНГ. Необходимую информацию и консультативную помощь им предоставляет школьный методично-консультативный центр — и подобные модели обучения, хоть и с трудом, внедряются в других регионах. «Первопроходцы» же стремятся к более эффективной, чем за границей, реабилитации детей через физическую культуру, плавание в бассейне и водные игры, мечтают о специальных мастерских для трудового обучения, витаминизированном питании, стабильном финансировании... Сегодня можно только сочувствовать родителям «необучаемых» детей, вынужденных или сдавать их в интернат, или жить на 41 грн. пенсии, выплачиваемой государством. Но Мария Щибрик убеждена, что беда отступает перед верой, главное — не сдаваться, объединяться, бороться за своего ребенка. Одна из «молчаливых» девочек за границей, к примеру, заговорила в 18 лет и написала стихотворения, которые не возможно читать без слез. Она преисполнена надежд, что такое же счастье улыбнется и Любочке.
Выпуск газеты №:
№87, (2000)Section
Панорама «Дня»