Чем украинская мечта отличается от американской
Премьер правительства Кучмы ошеломил в Санкт-Петербурге публику своим простодушным непониманием того, что не возвращать долги — стыдно
Даже в изложении агентства Интерфакс-Украина в словах премьера чувствуется нескрываемое удовлетворение от такой перспективы: «Это было бы неплохо, если бы для Украины и России устроили такую реструктуризацию на всю жизнь». Как утверждает Пустовойтенко, это позволило бы значительно улучшить финансово-экономическую ситуацию в Украине, а суммы денежных средств, предназначенные для выплаты долгов Фонду, направить на решение социальных проблем.
Однако если реально существующие кредиты не улучшили ситуацию в стране и не решили социальных проблем, то как это может сделать то, чего нет (ибо возвращать кредиты нечем, о чем свидетельствует июньская эпопея с ING Barings — детальнее см. на стр. «День Украины»). Скорее в позиции премьера есть что-то от легендарного героя анекдота, который «нацарював би три рублі і втік».
Конечно, реструктуризация и даже прощение долгов — не новость для финансового мира. Но, как сказал на круглом столе «Дня» глава представительства Мирового банка Грегори Эджейчак, как и каждый уважающий себя человек, так и страна должны стремиться к тому, чтобы возвращать свои долги. Иначе Украина станет бомжом планетарного масштаба. Угроза состоит в том, что нынешняя исполнительная власть лишь имитирует реформы, чтобы получить новые кредиты. Характерное высказывание В.Пустовойтенко на санкт-петербургском экономическом форуме: «Результатом сотрудничества с МВФ по привлечению финансовых ресурсов стало, в частности, утверждение 27 мая Советом директоров Фонда решения о выделении Украине очередного транша по программе расширенного финансирования». Заметьте, результат — не улучшение пресловутой «социально-экономической ситуации» в стране и даже не возможность расплачиваться по кредитам, а получение нового кредита! Кредиты МВФ — это не плохо и не хорошо. Проблема в том, на какие цели они используются. Но тот факт, что жизнь программами сотрудничества с Фондом не обманешь, что нужны реальные реформы и реальные действия, не говоря уже о голове, имеющей видение путей вывода страны из кризиса, нашу исполнительную власть во главе с Президентом, кажется, не волнует. Но власть, сидящая на печи в ожидании чудо-щуки, должна быть переизбрана.
КСТАТИ
По состоянию на 1 апреля этого года Украина, как сообщает газета «Бизнес», задолжала МВФ 2790 млн. долларов (24,3% внешнего долга), Мировому банку — 1725 млн. долларов (13,8% внешнего долга).
.
Комментируя корреспонденту «Дня» Виталию КНЯЖАНСКОМ У эти высказывания В.Пустовойтенко, экономист Мирового банка Андрей Сторожук сказал: «Это невозможно. За пятьдесят лет существования Мирового банка, например, ни одна страна не сделала дефолта по нашим кредитам. Когда у страны было тяжелое положение, банк предоставлял новые кредиты, за счет которых рефинансировались выплаты по старым. Сейчас МВФ имеет проблемы с группой стран, пострадавших от войн и природных катаклизмов, например Сомали и Эфиопия, которые не платят денег МВФ. По долгам этой организации дефолт имели лишь считанные страны. И фактически МВФ, как и Мировой банк, видя тяжелое положение страны, предоставляет деньги на выплату долгов фактически самому себе, как сейчас делается в отношении России. Деньги Фонда в этом случае даже Вашингтон не покидают. Они просто переводятся с одного счета в Фонде на другой. Именно про такие условия Камдессю будет разговаривать в Петербурге с Ельциным, когда пойдет речь о реструктуризации долга в $4,5 млрд.
Что касается «прощения» долгов других организаций — двухсторонних кредиторов — то прецеденты есть. Так, Парижский клуб или частные кредиторы, объединившиеся в Лондонском клубе, шли на сокращение долговой нагрузки. Например, Польша получила двухступенчатое сокращение долга, при котором частные кредиторы списали до 50% долгов, накопленных в советский период. Это позволило Польше более решительно провести свои экономические реформы. Но я не вижу, чтобы и у Украины были такие возможности. Списывать долги Украине вряд ли кто-то согласится. Сейчас у Украины проблемы с краткосрочной ликвидностью лишь в 2000—2001 годах. После этого выплаты будут сравнительно небольшими и равномерными. Кроме того, уровень госдолга Украины по отношению к ВВП, к экспорту низкий в сравнении с другими странами, и по классификации Мирового банка Украина относится к странам с низким долгом. Поэтому я не вижу, как бы мировое сообщество могло списывать долги Украине. Лучшим для нее выходом было бы перенести выплаты долгов частным кредиторам с 2000—2001 годов на более поздний срок. Что касается Пустовойтенко, то его комментарии всегда отличались особой спецификой. Кроме того, к нам обращался и г-н Ткаченко, и мы ему давали разъяснения по этому поводу. То есть многие в Украине хотели бы просто отказаться от долгов, забыть о них. Но это, во всяком случае для Украины, нереалистично на сегодняшнем этапе».