«Чернобыльский» компромисс: первые сдвиги со стороны Запада
В соответствии с предложенным президентом графиком проект будет рассмотрен на официальном заседании Совета директоров ЕБРР 7 декабря. В конце ноября также должно состояться предварительное рабочее заседание директоров банка. Этот проект предусматривает предоставление Европейским банком долгосрочного кредита (на 18,5 года) украинской компании «Энергоатом» на сумму в $215 млн. при общей стоимости проекта $1,48 млрд.
Рекомендации президента ЕБРР, таким образом, стали фактически первым шагом Запада на пути по выполнению Меморандума, подписанного в 1995 году в Оттаве. Согласно ему страны «семерки» и тогдашнее Европейское сообщество обязались предоставить Украине кредит на достройку двух ядерных реакторов в ответ на согласие Киева закрыть Чернобыльскую АЭС. Однако компромисс пятилетней давности уже вскоре начал давать сбои: некоторые страны (в частности члены Евросоюза) начали выступать против накопления ядерных мощностей в Европе. А особенно в Украине, чье ядерно-техническое состояние в Евросоюзе, похоже, вызывает беспокойство. Длительное время вина за непродвижение проекта достройки двух реакторов возлагалась на украинскую сторону, которая, якобы затягивая с датой закрытия ЧАЭС, тем самым нарушает Меморандум. А поэтому никаких вопросов или претензий к ЕС не могло и быть. Однако после того, как в июне украинским Президентом Леонидом Кучмой было объявлено о закрытии ЧАЭС, 15 декабря были расставлены и некоторые точки над «і» относительно основных антиллобистов проекта достройки реакторов.
Заявление Жана Лемьера, правда, относить к глобальным или переломным пока что нельзя. Рекомендации — еще не официальное решение. Однако важен уже сам факт о позиции руководства банка. Вопрос теперь будет состоять в переубеждении тех представителей государств в ЕБРР, которые выступают против достройки реакторов в Ровно и Хмельницком. В частности Германию, Францию...
Посол Европейской Комиссии в Украине Андре Ванавербек на встрече с журналистами так же заявил, что «и страны «семерки», и Еврокомиссия готовы выполнить взятые на себя обязательства». В то же время, по его словам, «в Украине необходимо развивать культуру безопасности». «Мы знаем, что украинские реакторы достаточно безопасны, но общественное мнение в Европейском Союзе против ядерной энергетики», — заметил господин Ванавербек. Уверил посол и в желании Брюсселя помочь Украине в реализации проекта по достройке реакторов. Однако «мы не единственные его участники», — обратил внимание Ванавербек. Доля Европейского Союза в нем составляет приблизительно 40% общей суммы ($1,4 млрд). Соответственно 60% — на страны «семерки» и ЕБРР. $100 млн. должно поступить из России в виде товарного кредита топливом. Господин Ванавербек заметил, что в ЕБРР вопрос кредитов сразу же продвинется в позитивном для Украины направлении после соответствующего сигнала от Международного валютного фонда. Т.е. только после того, как Украина решит все вопросы, связанные с кредитованием МВФ. Также Украина, по словам посла, «должна продемонстрировать состояние и действенность реформ в энергетическом секторе, в частности в вопросе приватизации облэнерго». «Если все пойдет хорошо и ЧАЭС будет закрыта, мы предоставим средства», — подчеркнул господин Ванавербек.
Выпуск газеты №:
№211, (2000)Section
Панорама «Дня»