Четыре ошибки
Как четыре причины наших футбольных неудачДЕНЬГИ
В футболе все можно купить за деньги, считает часть людей, которые работают в футболе. Жертвой такого убеждения становятся все те, кто видит футбол однобоко. Это те, кто деньги получает, с одной стороны, и те, кто деньги платит, — с другой. Огорченные неудачей или, наоборот, преисполненные желания повторить успех, руководители футбольных клубов не жалеют средств до тех пор, пока эти средства есть. Приглашаются новые и новые игроки, организовываются зарубежные поездки, поощряются люди, имеющие влияние в футболе и тому подобное. Все это с целью стать сильнее конкурентов.
Если бы все было так просто, то чемпионаты и кубки можно было бы не проводить — достаточно было бы президентам клубов померяться кошельками. На самом же деле в футболе деньги решают далеко не все. Любой болельщик с ходу приведет десятки примеров побед «бедных» над «богатыми». Составляющими успеха, кроме денег, должны быть вещи, знание которых и владение которыми делают уникальными людей, навечно вошедших в футбольную историю. Таким человеком был, в частности, светлой памяти Валерий Лобановский. С одной стороны, он делал все, чтобы обеспечить своим игрокам должное материальное поощрение, с другой, — десятки раз побеждал на несколько порядков более богатых соперников. Команды Лобановского никогда не играли только за деньги, их вело к победам другое, чему научить не так просто, но возможно и нужно.
За относительно недолгую историю отечественных чемпионатов у нас была возможность наблюдать за добрым десятком попыток с помощью денежных вливаний сделать команду конкурентоспособной. Все заканчивалось одинаково — деньги таяли раньше, чем приходил успех. На месте амбиций оставалось пустое место, на которое потом долго боялись идти серьезные тренеры и игроки. Единственные, у кого деньги как будто не заканчивались, это киевское «Динамо» и «Шахтер» из Донецка. Но перед этими обеспеченными клубами стоит вопрос, как лучше использовать деньги, чтобы не оказаться ниже уровня поставленных задач. Разница в подходах очевидна. Если «Динамо» стремится подкрепить денежными вливаниями победные традиции предыдущих поколений игроков и тренеров, то «Шахтер», похоже, поставил целью купить все, что продается. Если бы в полном составе продавался, например, туринский «Ювентус», уверен, что руководители клуба за ценой бы не постояли. Но так не бывает, и поэтому донецкий интернационал с таким трудом одерживает каждую следующую победу.
ЗРЕЛИЩА
Второй распространенной ошибкой наших футбольных руководителей является попытка «подарить» народу футбол. Так и говорили лет пять тому назад руководители киевского «Динамо»: мы, мол, дарим людям радость большого футбола в нелегкое время экономического кризиса. Сегодня подобных заявлений из Киева уже не слышно. Столица стала относительно состоятельным городом, и киевляне уже способны сами покупать себе зрелища, о чем свидетельствуют заполненные залы на концертах звезд зарубежной эстрады. Сегодня футбол в Киеве нужно не дарить, а умело продавать, что, собственно, и делают в цивилизованном мире, зарабатывая на популярной игре серьезные деньги.
В отличие от столицы в регионах убежденность в целесообразности «дарения» футбола еще живет. В том же Днепропетровске, где поставлены высокие футбольные задачи, вход на стадион бесплатный. А Донецк и вовсе установил мировой рекорд, привозя за собой на выездные матчи по несколько десятков тысяч зрителей. Очевидной является некомерционность подобных поездок, достаточно пообщаться с болельщиками, прибывающими «на шару» вслед за командой «Шахтер». Купить команду, купить болельщиков... Что дальше? Титулы, как известно, не покупаются, о чем мы упоминали выше.
Любой менеджер средней руки способен популярно объяснить, что бесплатное зрелище уничтожает рыночную стоимость предмета показа. Продать билеты на концерт некоторых исполнителей невозможно именно из-за участия этих исполнителей в сотнях бесплатных концертов. И если минимальную стоимость входного билета на дальние сектора стадиона еще можно оправдать, то бесплатный вход — прямой путь к потере зрителя. Футбол не нужно дарить. Его следует продавать как зрелище. Кто у нас умеет это делать? Значит нужно учиться. У кого?
ИНФОРМАЦИЯ
Уже не первый год существует распространенная практика размещения в московских средствах массовой информации имиджевых статей о себе и критических или откровенно лживых о конкуренте. Логика проста — к столице соседнего государства конкуренты не дотянутся, а своим можно объяснить, что московская пресса и телевидение просто интересуются ситуацией в Украине и пишут согласно собственным впечатлениям. Понятно, что в это никто не верит, однако перепечатки из московских газет и журналов регулярно ложатся в досье на конкурентов. И в футболе также. Кроме того, часть отечественного истеблишмента убеждена в большом профессионализме московских пропагандистов, не жалея для них никаких средств.
Бесспорно, в условиях, когда значительная часть населения Украины ориентирована на московские СМИ, которые свободно транслируются и тиражируются в большинстве регионов, искушение повернуть это в свою пользу слишком велико. Зимой мне довелось познакомиться с заделом группы московских «политтехнологов», в статьях которых просматривалось незнание не только политических и экономических реалий, но и просто географии Украины. Приблизительно такого же уровня сегодня футбольные комментарии и обозрения украинского чемпионата московскими телеканалами и газетами. Вы можете себе представить обзор чемпионата России, например, на киевском телеканале СТБ? В наших газетах пишут, конечно, о чемпионате России. Но в основном с чужих слов, потому что самого чемпионата не видят. Приблизительно так же делают и москвичи, которые в лучшем случае смотрят игры еврокубков с участием «Динамо» и «Шахтера» и матчи между двумя названными командами в чемпионате Украины.
Этой информации вполне хватает, чтобы делать из Москвы заключения или давать оценки, остроте которых отечественные СМИ могут только позавидовать. Так что же мешает нам самим критиковать свой футбол острее, чем это делает Москва, а главное, — компетентнее? Причиной является неосознанный нашими футбольными руководителями провинциализм. В критике со стороны своих они всегда видят злые намерения и объявляют критикующего врагом. Критику же из Москвы воспринимают снисходительно — как дети, которые провинились и слушают упреки взрослых. В итоге, не прислушиваясь к критике, наши футбольные боссы упрямо продолжают делать ошибки, о которых было упомянуто выше и будет сказано ниже?
ЛЕГИОНЕРЫ
Создается впечатление, что в высмеянный в анекдотах джентльменский набор отечественного бизнесмена вместе с «шестисотым» Мерседесом и дачей на Канарах начинает входить футбольная команда с бразильцами и нигерийцами в составе. Дети теплых футбольных краев слетелись в последний год к хлебным украинским берегам в неслыханном количестве. Как-то неприлично выглядит сегодня команда без африканца. Даже аутсайдеры, которые с большим трудом добывают очки, стремятся не отставать и везут иностранцев одного за другим. Хочу, чтобы меня поняли правильно. Иностранцы в футбольных командах не являются злом, а наоборот, — необходимостью. Футболисты с различным стилем игры увеличивают потенциал команды. При одном условии — когда уровень иностранца выше уровня команды. Все ли игроки с экзотическими фамилиями усилили свои украинские клубы? И еще — все ли они желают на самом деле это сделать?
В каждом киевском гастрономе есть шампанское за десять гривен. Настоящее шампанское не может столько стоить — цена ему сотня, а то и больше. Но мы покупаем то, что по десять, и делаем вид, что оценили вкус. Так же и футбольный легионер высокого класса не может стоить столько, за сколько его покупают в Луцк, Полтаву или Запорожье. Руководители клубов это прекрасно понимают, но продолжают делать вид, что купили новых Пеле или Марадону. Аргументы о том, что нет своих игроков, не воспринимаются. Несколько сот украинских футболистов и десятки тренеров работают в соседней России, где уже переболели «бразильско-африканским» вирусом, потратив на лечение большие средства.
На старте футбольного сезона все равны, все вольны делать то, что пожелают. Ошибки назовут ошибками позже. Почему не сделать это уже сейчас и тем самым уберечь от тяжелых испытаний сердца футбольных болельщиков и кошельки футбольных спонсоров? Потому что, если отбросить описанные выше околофутбольные извращения, мы останемся с тем, что имеем. А имеем мы немало — достаточно сказать иностранцу: «Динамо», Блохин, Лобановский, Шевченко, чтобы сразу почувствовать уважение к нашему футболу. Так, может, начнем и сами себя уважать, не прислушиваясь к сомнительным советам и идя собственным футбольным путем?
Выпуск газеты №:
№150, (2002)Section
Панорама «Дня»