Перейти к основному содержанию

Четырехугольник безопасности

Украина, Венгрия, Румыния и Молдова трансформируют проблему нацменьшинств в совместные проекты
19 февраля, 20:19

Политика в области безопасности постоянно переходит в новое измерение, и к ней приобщаются новые игроки. В мире все больше становится понимания того, что безопасностью должны быть охвачены как государство, так и общество, вплоть до отдельного индивидуума. Обеспечение прав национальных меньшинств в странах, граничащих между собой, также является одним из факторов, влияющих на поддержание национальной и региональной безопасности.

Похоже, что это хорошо поняли в Украине, Венгрии, Румынии и Молдове, на территориях которых проживают национальные меньшинства. Правительства четырех стран уже давно работают над вопросами обеспечения прав лиц, относящихся к другим национальностям. Свое видение решения проблем нацменьшинств предложили и неправительственные организации стран «четырехугольника», которые при поддержке Программы «Восток-Восток: партнерство без границ» Международного фонда «Возрождение» организовали проект «Четырехстороннее сотрудничество неправительственных организаций, направленное на преодоление противоречий и отчуждения (в области политики по вопросам национальных меньшинств, прав человека и политики безопасности)». На днях в Киеве в рамках этого проекта состоялась четвертая, заключительная конференция «Сотрудничество Украины, Венгрии, Румынии и Молдовы: национальная и региональная безопасность, проблемы меньшинств, европейская и евроатлантическая интеграция».

Как объяснила менеджер Программы «Восток-Восток: партнерство без границ» Международного фонда Татьяна Кухаренко, инициаторами проекта были молодые ученые из четырех стран, которые решили объединить усилия, чтобы оценить ситуацию в регионе и разработать рекомендации. Ожидается, что рекомендации будут обнародованы в апреле этого года и в них будут содержаться новые методы и подходы, которые помогут правительствам «четырехугольника» достичь следующих целей: воспитание у граждан межэтнической толерантности, устранение принципов несправедливости и развитие культурной среды, отметила Т. Кухаренко. «А в целом цель проекта, — добавила она, — заключается в развитии гражданского общества, где будут комфортно себя чувствовать люди разных национальностей и вероисповеданий».

Какие основные проблемы стоят перед странами в вопросе обеспечения прав национальных меньшинств? Как они решаются и могут ли быть решены? Какой опыт решения проблем национальных меньшинств может пригодиться Украине?

КОММЕНТАРИЙ

Андраш БАРШОНЬ, посол Венгрии в Украине:

— Думаю, главная задача заключается в том, связаны ли реальные проблемы безопасности в регионе с обеспечением прав разных национальных меньшинств. Во всяком случае, как я понимаю, вопрос региональной безопасности является значительно более широкой проблемой, и никто не должен обвинять в этом национальные меньшинства, которые часто находятся в довольно трудном положении. Следует обратить внимание на разыгрывание так называемой национальной карты почти каждый раз, когда социальное и экономическое напряжение характерно для всей страны или всего региона.

Как решать эти проблемы? В первую очередь страны, в которых есть национальные меньшинства, должны сотрудничать с соседними странами на основании взаимопонимания и равноправия для своих граждан. Одним из вариантов решения этих проблем является система двусторонних соглашений между Венгрией и Румынией и Венгрией и Словакией. Хочу отметить, что первое такое соглашение было подписано между Украиной и Венгрией в 1991 году. Это хороший пример, который устанавливает механизм решения проблем в области образования, сохранения национального наследия на территории обеих стран. И, что даже важнее, — внедрение механизма обсуждения проблем, когда они, кажется, становятся опасными.

Может ли опыт Венгрии в решении проблем национальных меньшинств быть использован Украиной? Прежде всего, хочу отметить, что ситуация в нашей стране в вопросе национальных меньшинств отличается от украинской ситуации. Потому что национальные меньшинства, проживающие в Венгрии, или венгры, живущие в соседних странах, охвачены двусторонним межгосударственным соглашением о сотрудничестве. Поэтому мы можем решать проблемы, возникающие у этих меньшинств. Кроме того, мы внедрили механизм общих межправительственных заседаний. Сейчас такие заседания проводятся с Румынией, Австрией, Хорватией. Надеемся, что в будущем такие заседания будут проводиться и со Словакией. Это дает прекрасные возможности для решения таких проблем. Но у нас есть те же определенные проблемы, что и в Украине. Например, цыганское меньшинство составляет 6— 7 процентов населения Венгрии. В этом случае межправительственный механизм не является эффективным и не работает. Здесь нужно сильное гражданское общество, которое создает внутренние институты и так называемую систему органов самоуправления для национального меньшинства в середине страны.

Василий БОЕЧКО, начальник управления по работе с украинской общиной за границей:

— Я не сказал бы, что существуют проблемы в четырехугольнике. И хотел бы подчеркнуть, что данный проект Украины вместе с Венгрией, Румынией и Молдовой реализуется на уровне неправительственных организаций и помогает в межгосударственных отношения между этими странами. Важно, что проект является многосторонним, региональным, и потому можно сравнить состояние обеспечения прав национальных меньшинств как на законодательном, так и на практическом уровне. Что касается Украины и обеспечения прав национальных меньшинств, то у нас достаточно развитая законодательная база. Кроме этого, Украина присоединилась к соответствующим рамочным конвенциям Совета Европы и ОБСЕ. В нашей стране действует закон об обеспечении прав национальных меньшинств в Украине. И, конечно, мы хотели бы чтобы в каждой соседней стране также действовали такие законы. И, в первую очередь, чтобы на практическом уровне обеспечивались права украинцев на образование, на культурную идентичность, на право вероисповедания. И что касается проблем обеспечения прав украинцев в этих странах, мы называем их сейчас не проблемами, а совместными проектами.

Это значит, что, прежде всего, на уровне межгосударственных отношений создана соответствующая правовая база. С Республикой Молдова, Венгрией и Румынией подписаны базовые политические соглашения, которые регулируют сотрудничество в области обеспечения прав национальных меньшинств. Главная проблема — как эти документы имплементируются.

У нас есть хороший пример сотрудничества с Румынией по обеспечению прав национальных меньшинств. Действует, как это было предусмотрено базовым политическим договором, межправительственная украино-румынская комиссия по вопросам обеспечения прав представителей национальных меньшинств. Поскольку определенный период времени эта проблематика в отношениях между Украиной и Румынией была несколько заполитизирована, обе стороны пришли к выводу о необходимости проведения общего мониторинга при участии международных экспертов. Цель этого мониторинга состояла в том, чтобы зафиксировать объективную оценку ситуации по обеспечению прав украинцев в Румынии, и румын в Украине. В прошлом году состоялся первый этап мониторинга. Украинская сторона удовлетворена его результатами. Второй и третий этапы состоятся весной этого года. Мы считаем, что это позволит, отталкиваясь от объективных результатов, действовать в соответствии с исполнением обязательств, которые взяла на себя каждая из сторон по обеспечению прав меньшинств.

Сейчас между Украиной и Республикой Молдова прорабатывается соглашение о сотрудничестве в области обеспечения прав нацменьшинств, которое предусматривает создание украино-молдовской межправительственной комиссии. Пример деятельности таких межправительственных комиссий (украинско- словацкой, украинско-венгерской и украинско-румынской) показал нам, что очень важно именно на межправительственном уровне иметь такой механизм межправительственных комиссий, в рамках которых можно обсуждать соответствующие проблемы, рекомендовать правительствам принятие соответствующих решений и подписание необходимых дополнительных документов относительно обязательств сторон в обеспечении прав национальных меньшинств.

Траян ЛАУРЕНЦИУ-ХРИСТЯ, посол Румынии в Украине:

— Проблемы, с которыми сталкиваются национальные меньшинства в четырехугольнике, проявляются, главным образом, в отсутствии взаимопонимания между меньшинством и властью, а также в том, каким образом и в какой степени каждая из четырех стран выполняет взятые политические обязательства. Но, я бы не сказал, что эти проблемы являются не решаемыми. Они всегда будут решаемы, если действительно будут внедряться общепринятые стандарты, которые утверждены на уровне Евросоюза, Совета Европы, ОБСЕ, рекомендаций Верховного комиссара по правам национальных меньшинств, в отношении лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Я считаю, что для решения этих проблем, в первую очередь, надо обращать внимание на то, как выполняют страны взятые на себя обязательства. К слову, наш пример сотрудничества с Венгрией хорошо иллюстрирует, как можно решать эти вопросы. Да, они решались 15 лет, а не в течение одного дня. Поскольку для этого нужно было время и политическая воля. Теперь эти проблемы обсуждаются в рамках совместной комиссии, на заседании правительств. Я не знаю, чтобы где-то в другой части Европы существовал такой инструмент как совместное заседание обеих правительств.

Сейчас акцент передвинулся на решение повседневных нужд гражданина, несмотря на его этническую принадлежность. Демократический союз венгров, живущих в Румынии, является коалиционной партией. Таким способом эта партия отвечает за благоустройство своих представителей и за жизнь всех румынских граждан в рамках нашего правительства. Но этого бы не случилось, если бы в законодательном и конституционном плане не реализовались права части населения Румынии. Я считаю, если есть политическая воля, взаимопонимание —проблемы нацменьшинств решаются.

Могу сказать, что десять лет назад никто не мог предвидеть такой тесный уровень сотрудничества между странами соседями по проблеме национальных меньшинств. Мы вместе с венгерскими друзьями готовы поделиться этим опытом в этой области, начиная с образования, представительства в парламенте, в местных органах власти, в исполнительной власти, доступа к средствам массовой информации, свободного передвижения и услуг, материалов, документов, печатных изданий. У нас существуют двуязычные веб-сайты. Я чувствую, что с украинской стороны существует интерес к нашему опыту.

Как в Украине может решаться вопрос по национальным меньшинствам? Во-первых, надо помнить, какие обязательства взяла каждая страна, и соблюдать международные стандарты и нормы. Здесь изобретать снова колесо не надо. Кроме того, существуют политические копенгагенские критерии, в которых говорится о нацменьшинствах как составляющей части населения. Все критерии нацменьшинств были внедрены в румынское законодательство. Не зависимо от того, идет ли речь о представителях украинского нацменьшинства, венгерского или немецкого.

Кстати, в решении проблем по обеспечению прав национальных меньшинств очень важную роль играют представители гражданского общества. У нас есть целая сеть неправительственных организаций, которые активно работают в этой сфере и являются своего рода «сторожевыми псами» имплементации обязательств государства по обеспечению прав нацменьшинств. Кроме того, неоценимую роль играют средства массовой информации. Если что-то в этом плане случилось неприятное, то будьте уверенны, журналисты будут первыми, кто осветит это событие или проблему. И тогда начнется цепная реакция со стороны правительства, неправительственных организаций, которые начинают активно обсуждать эту проблему в прямом эфире, обвиняя друг друга, кидая мяч на другую сторону. И в конечном итоге они найдут решение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать