Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чиновник и академическое достоинство

Какой автономии хотят университеты?
19 октября, 20:16
ВАСИЛИЙ-КОНСТАНТИН ОСТРОЖСКИЙ, ПЕТР МОГИЛА, ИВАН ФРАНКО... ЭТИ ЗНАКОВЫЕ ДЛЯ УКРАИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНА АССОЦИИРУЮТСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬЮ, БЛАГОРОДСТВОМ И ДОСТОИНСТВОМ. ЧТО ВПИШУТ В ИСТОРИЮ УКРАИНСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СОВРЕМЕННИКИ?

Если вы когда-либо видели, как седовласый профессор, за плечами которого десятки фундаментальных трудов, расшаркивается перед высокопоставленным чиновником, то знаете, насколько это драматичное зрелище. Однако, к сожалению, в нашей стране вовсе не редкость. Можно до бесконечности говорить о формальной или неформальной автономии университетов, но корень зависимости академического сообщества от госслужащих уходит еще в досоветские времена.

Этот случай произошел совсем недавно в одном древнем украинском городе, где проходило празднование юбилея древнего знатного университета. Нужно сказать, что профессура в этом городе всегда была очень принципиальной, в отличие от многих их коллег из других городов, никогда не боялась выражать свою позицию относительно раздражающих исторических тем и в целом в академическом мире пользовалась уважением. Поэтому и поздравлять с юбилеем местных профессоров в древний город приехало немало людей. Среди них — «почтенный доктор», по совместительству не последний человек в современной политике, который, однако, почему-то получил славу ученого-плагиатора и политика с не совсем прозрачной биографией. Здесь бы профессорам и выразить свою позицию, сказать: нет, неприятны нам поздравления от такого человека! Ан нет. Профессора промолчали. Прослушали высокопарные слова о своем университете, похлопали псевдодоктору с сомнительным политическим и сугубо человеческим прошлым и пошли праздновать. И вроде бы ничего, как-то прошло, с совестью примирилось. «А что же было, не пустить псевдодоктора на празднование?» — по-видимому, успокаивали себя профессора. Да и действительно, псевдодоктор на высоком государственном посту, захотел — и приехал, хоть его и не ждали. Да и журналисты местные, обычно такие придирчивые, не задали гостью неудобных вопросов. Один лишь Тарас Назарук, студент пятого курса факультета журналистики этого университета, написал в Facebook: «стремновато как-то —человек, которого обвинили в плагиате научных трудов, торжественно поздравляет университет с юбилеем». Может, и обсуждала профессура свое моральное фиаско где-то на фуршете, может, и было ей не по себе, но мир об этом не узнал. И будто ничего страшного не случилось, очередной глубокий реверанс академического сообщества в сторону госноменклатуры да и все. Вот только на этом фоне заявления о защите национального достоинства, которые так любят делать профессора из этого древнего города, выглядят тщеславием. Как защищать национальное достоинство, если свое собственное защитить такая проблема?

На многочисленных обсуждениях печальноизвестного и, к счастью, до сих пор не принятого законопроекта «О высшем образовании» непременно затрагивался вопрос об автономии университетов. Традиционно в таких случаях говорят о финансово-материальной составляющей зависимости вузов, о централизованной вступительной кампании, о неподобающем уровне научной работы. Мой традиционный вопрос к ректорам, проректорам о том, готов ли их университет к ценностной автономии, способна ли университетская интеллектуальная элита на самостоятельную выработку смыслов, как правило, оставался без конкретного ответа. Может, и в настоящий момент кто-то подходяще заметит, что ценностная автономия приобретается путем длительного сложного процесса, а не сразу, и сначала необходимы формальности. Но, согласитесь, нельзя превращать финансово-материально-техническую независимость университетов в самоцель. Наша цель — независимость мысли, не так ли? А отсюда и ценность человеческого достоинства, правда ведь?

Заигрывание так называемого академического сообщества перед чиновничеством уже настолько укоренилось в системе общественных отношений, что, кажется, избавиться от него не удастся и несколькими самыми прекрасными законами.

Иногда кажется, что это уже просто естественная потребность. Как еще объяснить бесконечные приглашения на университетские торжества председателей облсоветов и райгосадминистраций в качестве самых почетных гостей, вручения им почетных званий и даже профессорских мантий?! А скажем, всем известное письмо, подписанное уважаемыми ректорами в поддержку Дмитрия Табачника еще на заре его министерской деятельности? Насколько оправдана традиция приглашать людей «при должности» в наблюдательные советы университетов? Нередко бывает, как только человека с должности снимают, состав наблюдательного совета обновляется. Перечислять такие случаи можно до бесконечности. Что это? Демонстрация собственной интеллектуальной несостоятельности? Неверие в силу Ума? Или действительно — инстинктивная зависимость?

...За этим профессорско-чиновническим расшаркиванием в течение пяти-шести лет своей университетской жизни наблюдают студенты, из которых за это время университет (в его классическом западном понимании) должен сформировать качественного гражданина с критическим мышлением.

«Мне кажется неправильным, когда академическое сообщество поздравляет человек, которого обвиняли в научном плагиате, который скомпрометировал себя как политик, как государственный деятель, — комментирует «Дню» свою позицию уже упомянутый студент Тарас Назарук. — Если руководство принимает такие поздравления, это свидетельствует или о его лицемерии, или о его короткой памяти, хотя и то, и другое не к чести научным работникам. Лично я не хотел бы видеть этого человека на торжествах своего университета. Возможно, национальная идея, национальное достоинство существует в нашем университете, но в форме лозунгов, потому что в этом конкретном случае я не понимаю, как было защищено национальное достоинство. По-видимому, это политическое решение. Хотелось бы получить объяснение этого жеста от руководства университета». Много ли студентов думают так, глядя на своих на преподавателей? Много ли из них в последующем смогут выстроить в собственной голове адекватную картину мира.

Демонстрация собственного достоинства в наше время — большая редкость и становится настоящим событием. В древнем городе, куда пожаловал печально известный чиновник, события не произошло. И никто его отсутствия не заметил.

КОММЕНТАРИИ

Ярослав ГРИЦАК, доктор исторических наук, профессор:

— Ничего странного я в этом визите не вижу. Государственный университет должен подчиняться государственной дисциплине. Может приехать либо Президент, либо Председатель Верховной Рады, потому что это, условно говоря, непосредственный начальник. В том, собственно, и смысл идеи автономного университета: такого не должно быть. В стране не могут быть ТОЛЬКО государственные университеты. Не может преподаватель, профессор или ректор подчиняться государственной структуре. Поскольку Львовский университет за последние 150 лет не был автономным — будь то при советской власти или при независимой Украине — думаю, ситуация полностью понятна. Напомню немножко недавней истории. После помаранчевой революции Украинский католический университет и Киево-Могилянская академия обратились к ведущим университетам страны с тем, чтобы образовать консорциум, который бы добивался автономии для вузов. В этот консорциум вошли восемь самых больших университетов страны. На встрече с представителями университетов Президент Украины Виктор Ющенко пообещал, что как только документ будет готов, он его подпишет. Насколько я помню, настоящий документ трижды лежал у Ющенко на столе. Ни разу он его не подписал. Мы потеряли шанс на автономию — теперь имеем исключительно государственные университеты и Табачника. Странно в этом всем другое: что предшественник Табачника, который сам был ректором университета и выступал за автономию в 2005 году, став министром образования в 2007-ом, ничего не сделал для этой автономии. Здесь не идет речь о персоналиях, а скорее о принципах. Пока мы не решим эти структурные вопросы, к нам не только чиновники будут приезжать, к нам будет приходить СБУ, будут приходить и говорить, как и кто должен голосовать. Это схема государственных университетов, которая воспитывает либо чиновников, либо революционеров. Это известный факт: наиболее огосударствленная система образования в Российской империи воспитывала революционеров наподобие Бакунина, Герцена, Ленина и др. Те, кто сегодня огосударствляет университеты и превращает всех — от студентов до ректоров — в государственных чиновников, должны были бы над этим фактом хорошо подумать.

Владимир ШЕВЧЕНКО, доктор физико-математических наук, профессор, бывший ректор Донецкого национального университета:

— Откровенно могу сказать, что украинское образование не сможет воспользоваться теми принципами автономии, которые сегодня распространены во многих странах мира. Не готово к этому чиновничество разных рангов, не готовы мы и сами. К сожалению, это подтвердили даже те события, которые произошли со мной (в 2010 году с Владимиром Шевченко был разорван контракт, и он был уволен с должности министром Дмитрием Табачником без согласованием с коллективом университета. — О. Р.). Мы не готовы отстаивать свои принципы перед разными ветвями власти. Каждый раз они побеждают. Может ли быть свободным голый человек в обществе? Может ли нищий университет быть автономным? Нам нужны средства.

Продолжение темы - Государственные и ученые мужи

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать