Что произошло с «большинством»?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040522/488-1-2.jpg)
— Парламент дестабилизирован, он не может нормально работать и выполнять свои функции. Политический кризис парламентского большинства возник по трем причинам. Самая главная — это заложенный еще в 2002 году конфликт между основными участниками политического процесса: с одной стороны — «Нашей Украиной», с другой — политическими силами, которые разделяли позицию Президента относительно развития украинского государства. Вторая причина — «трещина» в парламентском большинстве, образовавшаяся в процессе выдвижения единого кандидата на президентские выборы. Третьей, самой сложной, «детонирующей» проблемой стала политическая реформа. Особенно в той ее составляющей, которая касалась персональной судьбы народных депутатов следующего парламента. Здесь мы допустили серьезную ошибку, потому что не искали компромисса, а навязывали его, исходя из логики только определенных политических сил... Ко всему этому добавилась и попытка политических команд, групп и фракций защитить свои ряды от «перебежчиков» и изменников путем принятия императивного мандата (запрещение на переход из фракции во фракцию. — Ред.), что очень больно ударило по амбициям, здоровому эгоизму и политической перспективе мажоритарщиков. Получив свои мандаты непосредственно от избирателей, они оказались психологически не готовыми отдать их политическим партиям...
Парламентское большинство в данное время находится в состоянии «ни войны, ни мира». Депутаты, не поддерживающие решения большинства, голосующие на стороне радикальной части оппозиции, не выходят из парламентского большинства формально и, возможно, никогда и не выйдут. При этом они являются нашими оппонентами и работают против идеологии и тех обязательств, которые дает большинство. И это не может нас не волновать. В конечном счете, нельзя ложиться спать с преданностью Президенту, а просыпаться в постели с оппозицией...
— Президент Леонид Кучма в недавнем разговоре с украинскими политологами одним из факторов оттока сил из парламентского большинства назвал игнорирование им интересов мажоритарщиков. Чем вы как координатор ПБ объясняете возникновение группы «Центр»? Создание какой подобной группы на очереди?
— Считаю, что создание группы «Центр» — это блестящая политтехнология «Нашей Украины», которая, умело использовав амбиции, эгоизм и слабые стороны большинства, построила некоего троянского коня, что в свою очередь демонтирует парламентское большинство. Однако я не вижу самостоятельной перспективы ни у группы «Центр», ни у подобных ей. Понятно, что не могут быть сочетаемы позиции национал-радикалов, которые видят Украину исключительно в Европейском Союзе и дистанцируются от любой возможности альянса с Россией или странами СНГ, и, например, теми, кто проводил в Харькове референдум относительно предоставления русскому языку статуса официального. Поэтому, думаю, этот проект направлен только на разрушение парламентского большинства и максимальную дестабилизацию ситуации. Идеологи «Центра» стоят за пределами этой группы, они используют противостояние в парламенте для того, чтобы сегодня не могло существовать большинство как опора действующей власти.
— Недавно в СМИ прошла информация, что члены группы «Центр» в индивидуальном порядке пишут заявления о выходе из большинства. Сколько таких заявлений уже подано?
— Ни один член группы «Центр» не давал такого заявления и не объявлял в парламенте о своем выходе из большинства.
— Если сегодня провести ревизию парламентского большинства, сколько действительных членов в нем можно будет насчитать?
— Юридически в нем насчитывается 236 депутатов. Минус группа «Центр». Минус депутаты, которые голосуют на стороне «Нашей Украины». Думаю, останется менее 220 голосов. Но я не хотел бы считать, потому что верю, что мы все-таки найдем общий язык с людьми, в течение двух лет бывшими нашими партнерами.