Что такое, в вашем представлении, типичный «совок»?
Юрий САЕНКО, доктор экономических наук, социолог:
— Я все-таки предпочитаю употреблять вместо слова «совок» понятие «советский раб». Это индивид, воспитанный системой, где рабство было тотально, его диктату в равной степени были подвержены и простые граждане («рабы») и элита («феодалы»). И те, и другие, были обобраны, и те, и другие ежеминутно могли быть наказаны. Это сформировало особую, неискорененную и поныне психологию. Понаблюдайте, как ведут себя в независимой Украине бывшие «феодалы». Стараются побольше и побыстрее ухватить добра, сколько в охапку поместится. Так бессовестно ведет себя только хронически запуганный человек. Именно страх рождает вседозволенность. Учтите еще и то, что советский гражданин жил в безальтернативном, унифицированном, как колхоз, обществе. Эту невосприимчивость к разнообразию моделей, форм поведения, поливариативности решений наше общество унаследовало, как, кстати, и интеллектуальную робость. В классическом рабовладельческом обществе, кроме униженных париев, все-таки существовала элита, которая продуцировала смелую философскую мысль, научные изобретения, культурные шедевры. «Совок», «советский раб» живет в культурном вакууме. Он не ведает о традиции, он — вечный временщик. Это его трагедия. Но одновременно, оставаясь «совками», мы в Украине постоянно находимся в опасности реальной реставрации той системы, от которой продолжаем быть психологически зависимыми. И не надо за это винить людей, пораженных «совковым» недугом. За годы независимости им ведь так, по сути, и не была предложена новая модель жизни. Память «совка» потому еще обращена в прошлое, что его до сих пор не только никто не убедил, но и не подал примера того, как можно быть свободным.
Олесь УЛЬЯНЕНКО, писатель:
— «Совок» — это человек, который опохмеляется трижды в день, не держит своего слова, не ценит ни себя и никого и абсолютно не понимает, для чего живет. В то время как человек культуры уважает себя и других и стремится жить так, чтобы принести в этот мир как можно меньше зла. Вот Высоцкий для меня — это типичный «совок», хотя и талантливая личность, а, например, Галич — человек культуры. Я бы не сказал, что «совок» — это сугубо порождение советского способа жизни. В Америке тоже есть «совки», только они там иначе называются. А если брать по большому счету, то все мы «совки», так как в большинстве случаев замечаем только то, что может принести выгоду, и очень часто соблазняемся на чужом горбу в рай въехать.
Владимир ПАВЛИВ, журналист:
— Это человек, который абсолютно не знает традиций своего рода, то есть не ведает, откуда он происходит, и абсолютно не заботится о том, куда идет. Он безразличен ко всему, кроме своего желудка. «Совками» наше общество набито под завязку. Заметить их очень легко по агрессивной манере поведения, собственно, зоологическому хамству. Чтобы встретить «совка», стоит спуститься на первую же станцию метро. Сразу их увидите среди тех, кто активнее всего толкается локтями и никогда не придерживает, входя, двери.
Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ, литературный критик:
— Типичный «совок» — это индивидуум, источником душевных сил и призванием которого является создание врага и борьба с ним. Определяющие черты «совка» — нетерпимость, агрессия и чрезвычайная навязчивость. Ему до всего на свете есть дело: не дискриминируют ли негров в Америке, справедливы ли санкции к Саддаму Хуссейну, не ущемляют ли права русскоязычного населения в Прибалтике. Короче говоря, это сумасшедшая интервенция всюду, которая чаще всего сопровождается абсолютным разгильдяйством в собственном доме. Типичный «совок» — максималист. В Советском Союзе это считалось незаурядной добродетелью, хотя польза обществу от максималистов с их революционным пафосом, граничащим с идиотизмом, весьма сомнительна. Если обратиться к нашим реалиям, то концентрированным проявлением «совковости» в Украине является, на мой взгляд, Верховная Рада. Это демонстрируют не только присущие депутатам специфические формы поведения — грубость, неумение слушать оппонента, популистская риторика, но и — шире — манера вести политику. Потому что «совок» — не просто максималист, который все на свете хочет переделать по абстрактным схемам, он при этом еще торгуется. Ведь нет на свете ничего дешевле убеждения «совка».
Катя ЧИЛЛИ, певица:
— «Я боюсь быть не таким, как все» — вот фраза типичного «совка». Является ли это убеждением большинства моих сограждан? Честно говоря, я редко над этим задумывалась. По моему убеждению, нужно знать и уважать свое «совковое» прошлое, но стараться жить, не повторяя его ошибок.
Вадим СКУРАТОВСКИЙ, доктор искусствоведения:
— Советский человек обычно пребывал в амплитуде от крайнего рабства до крайних степеней героизма. К 1980–1990 годам исчезло и то, и другое, и человек советский превратился в карикатурного западного человека, точнее, просто в среднего человека. В тот планетарный тип, который сейчас возобладал. Считайте это моим ответом.
Николай РУШКОВСКИЙ, народный артист Украины:
— Для меня «совок» — это прежде всего человек, пытающийся всегда отгадать конъюнктуру и не прозевать выгодный для себя момент, но одновременно по-хамелеонски легко меняющий убеждения, когда этого требует историческая ли, политическая ли, бытовая ли ситуация. Это абсолютная гражданская и мировоззренческая амебность, готовность подхалимничать любому новому вождю или господствующей идее. Величайший примитивизм, на мой взгляд, клеймить этим в общем-то обидным определением абсолютно всех без разбора, кто воспитан и прожил значительную часть жизни в советской системе. Я знаю довольно много людей, которые при советской власти занимали крупные посты и олицетворяли партийную линию, но при этом оставались глубоко порядочными людьми и, кстати, не изменили своим принципам и сегодня. И в то же время я видел в те времена десятки, сотни воинственных «совков», которые прилипали к «генеральной линии» и рьяно служили ей только ради собственной выгоды. Любопытно, что многие из них сегодня громче и неистовее прочих поносят то, во что тогда якобы верили. Приспособленец не потопляем. Вчера он охаивал религию, тиранил верующих и хвалился своим безбожием, а сегодня крестится, ставит свечки в церквях и с елейной рожей слушает храмовые литургии.
Сергей МАСЛОБОЙЩИКОВ, кинорежиссер:
— Я думаю, что главный признак «совка» — тотальное презрение к индивидуальному. Это проявляется не только в его хамстве по отношению к окружающим, но и в полнейшем равнодушии к своему внутреннему миру. В сущности, это человек без душевных секретов, без тайников. У него все наружу, все открыто, все явно. Поэтому действия, поступки, реакции такого индивидуума очень легко спрогнозировать, просчитать. В известном смысле, «совок» — идеальный материал для любых идеологических манипуляций. Из-за своей одномерности и прогнозируемости он очень симпатичен власти, ибо таким человеком легко управлять. «Совковость», между прочим, — не локальная психологическая инфекция на территории бывшего Советского Союза. Например, такой тип сознания очень характерен для современной Америки.
Выпуск газеты №:
№29, (1999)Section
Панорама «Дня»