Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чужой праздник

17 декабря, 00:00

У поляков особый повод праздновать результаты Копенгагенского саммита бутылкой шампанского — Варшаве в ходе тяжелых переговоров удалось «выторговать» миллиард евро, увеличив тем самым цену нагрузки на выплаты на расширение из фондов Европейского Союза до 41,5 млрд. евро. Уже во время саммита, куда польская делегация прибыла с огромным списком незакрытых вопросов (особенно — в отношении поддержки сельского хозяйства, наиболее уязвимого звена), Варшаве прямо говорили: или соглашайтесь на ранее выдвинутые условия, или же будьте готовы, что вас пригласят вступить уже во время следующего расширения, в 2007 году. Что именно переломило настроения лидеров «старых» членов ЕС, не сообщается. Но во время саммита много, очень много говорилось о необходимости преодоления исторической несправедливости и последствий Ялты 45, о необходимости воссоединения Европы, о чувстве вины Запада перед Центрально-Восточной Европой. Итак, на этом фоне о смещении Польши на периферию расширения ЕС, особенно с политической точки зрения, речь идти серьезно не могла. Сомнений в Копенгагене не вызвало даже то, что до саммита так и не удалось кардинально продвинуть процесс кипрского объединения. С 1 мая 2004 года, как говорится в заключительном документе, все десять стран станут новыми членами Союза.

До того времени нужно разработать документ об их присоединении — это планируется сделать и подписать соглашение во время греческого председательства в Союзе — в первой половине следующего года. В следующем году в странах, приглашенных к вступлению, пройдут референдумы по вступлению их в ЕС. Начнет эту эстафету Кипр, потом — Мальта, Венгрия, где поддержка населением вступления в «объединенную Европу» самая большая из всех стран-аппликантов, Польша, Словакия, Чехия, балтийские страны, Словения. Само формальное вступление стран «десятки» в Европейский Союз произойдет во время председательства Ирландии. Одномоментное увеличение ЕС с 15 до 25 стран-членов, как уже давно предупреждают аналитики, не только восстановит историческую справедливость, но и создаст абсолютно новую геополитическую реальность, все последствия которой сразу предсказать и просчитать невозможно.

Поэтому сейчас и можно услышать голоса, что расширение ЕС должно иметь свои пределы (об этом говорил, в частности, президент Европейской Комиссии Романо Проди). И в органах ЕС, и в аналитических кругах далеко не убеждены, что первая волна идеологически нового расширения ЕС пройдет безоблачно. В частности, в том, что касается Польши, уже сегодня в Брюсселе почти открытым текстом говорится, что с ней будет больше всего проблем (наиболее готовой к вступлению считается Венгрия). К тому же, «Варшава не может надеяться, что, будучи настолько же большой и бедной, как Испания, Польша получит такое же влияние в ЕС, как и Испания», — говорится в брюссельских коридорах отнюдь не шепотом.

Понятно, что изменения геополитические приведут к изменениям в торговле, в экономических отношениях — но это сегодня не просчитано до конца даже в Польше. Известно также, что Польша и Литва уже заявили о том, что используют все возможности для приближения Украины к Европейскому Союзу. Этих возможностей, однако, может оказаться недостаточно. Поэтому задача создания «проукраинского» лобби может считаться одной из приоритетных задач Киева.

Причины того, что Украина остается в стороне грандиозного преобразования в Европе, известны. И то, что европейская интеграция, требующая сверхусилий на всех направлениях внутреннего развития страны, не стала суперзадачей украинских элит, не превратилась в политическую парадигму. И то, что в Западной Европе Украина продолжает восприниматься как часть совсем другой цивилизации, о чем свидетельствуют последние заявления Романо Проди и комиссара Европейской Комиссии Криса Паттена, которые фактически отказывают Украине в праве быть признанной в качестве страны-кандидата на вступление. Свою роль играет «российский фактор». Все эти аргументы имеют определенное значение.

Но ведь десять лет назад и странам «десятки» говорили, чтобы они не смели даже и думать о вступлении в ЕС раньше чем через 50 лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать