Дебют
Украинская банковская система, можно сказать, на раздорожье. Вчера первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов в очередной раз заявил о том, что привлекательность банковского сектора Украины для иностранного капитала повысилась. По его словам, доля иностранного капитала в общей сумме капитала украинских банков на сегодня составляет 22%. К сентябрю в Украине действовало 30 банков с участием иностранного капитала, при этом 11 из них — со 100-процентным иностранным капиталом. По мнению банкира, приток иностранного капитала в банковскую систему повысит конкуренцию и качество работы банков, а также будет содействовать притоку инвестиций. «В условиях глобализации мы не сможем заградиться каким-то забором от участия иностранного капитала. Даже если мы и приняли бы какие-то ограничения, то лучшие предприятия пойдут на внешний рынок и будут получать кредиты не в банковской системе, а на международных рынках», — отметил Шаповалов.
Безусловно, нацбанковский зампред знает, о чем говорит. Но днем ранее бизнесмен, народный депутат (Партия регионов) Ринат Ахметов (ему, в частности, принадлежат корпорация СКМ и футбольный клуб «Шахтер», а еще его характеризовали в прессе как единственного реального олигарха страны) представил в парламент свой первый законопроект. И интересно, что парламентский законодательный дебют этого крупнейшего украинского промышленника посвящен не льготам, к примеру, для горно-металлургического комплекса, где преимущественно сосредоточены его активы, а регулированию деятельности банков и, по словам Ахметова, направлен на усиление прозрачности банковской системы. Значит, по мнению этого крупнейшего клиента, в банковском королевстве еще далеко не все в порядке. «Законопроект, внесенный мной в Раду, не случаен ни по теме, ни по исполнению. Это — законопроект, направленный на усиление прозрачности банков и повышение доверия к ним, на улучшение возможностей кредитования бизнеса и жилищного кредитования для семей, на большую интеграцию в европейскую экономику», — сказал он.
Очевидно, за всем этим стоит главное — неудовлетворенность крупного украинского бизнеса работой отечественной банковской системы, слишком дорого и неповоротливо торгующей деньгами и при этом все еще не внушающей ни гражданам, ни частному сектору абсолютного доверия, каковым пользуются банки на Западе. И, пожалуй, именно потому и идут в Украину иностранные банки, что доверие к ним тут выше, чем к отечественным, а это, по их расчетам, главный аргумент в конкурентной борьбе с аборигенами, несмотря даже на то, что кое-кто из последних изо всех сил демпингует, пытаясь привлечь вкладчиков. Соответственно, это ведет к росту кредитных ставок, в снижении которых в первую очередь заинтересована промышленность. Словом, интересы ее генералов и даже маршалов, пришедших ныне в парламент, сегодня как бы совпадают с интересами страны и ее граждан, которым нужна прозрачная, надежная и устойчивая банковская система, позволяющая поддерживать стабильность частных, корпоративных и публичных финансов, стабильность государства. «Первый мой законопроект отражает мою политическую позицию — экономический рост и прозрачность как мотор роста, — говорит Ахметов и продолжает: — Способ улучшения кровотока нашей экономики — это усиление ее прозрачности. Сейчас любые действия государства по усилению кровотока экономики заходят в тупик, потому что общество не может быть уверено в надежности, стабильности и благонадежности всех банков. Мои поправки усилят позиции надежных банков с хорошей репутацией и затруднят жизнь сомнительным финансовым институтам». «Это значит, что вырастет доверие и со стороны иностранного капитала. Это значит, что доверие граждан вырастет, деньги будут работать в экономике, а не просто гнить под подушками», — прогнозирует народный депутат, чьи экономические интересы требуют свободного доступа к финансовым ресурсам, а патриотизм уже, по-видимому, давно перерос футбольные рамки. Поэтому его законопроект предусматривает установление механизма определения реальных владельцев и лиц, которые оказывают значительное влияние на принятие решений в банке, а также определяет требования к их финансовому состоянию и деловой репутации, требует при согласовании устава банка информацию о деловой репутации учредителей и основных участников, запрещает банкам заключать договора со связанными лицами о банковских операциях на более льготных, чем для других клиентов, условиях.
Похоже, в прогрессивной части банковского сообщества донецкие новации будут восприняты положительно. Комментируя положения этого законопроекта, президент банка «НРБ Украина» Вячеслав Юткин сказал «Дню»: «В интересах всей банковской системы Украины привести эти стандарты в соответствие с принципами, общепринятыми в мире. Чем жестче будет производиться отбор собственников, тем лучше для клиентов банков, да и для самих банков, которые в результате будут допускаться к работе на публичных западных рынках. Я считаю, что такой законопроект подан даже с некоторым опозданием. Такие подходы уже давно являются нормальной международной практикой».
Выпуск газеты №:
№171, (2006)Section
Панорама «Дня»