Перейти к основному содержанию

Декларация о намерениях

15 июля, 00:00

Вряд ли в истории человечества можно отыскать пример, когда, выражая волю народа, его представители единодушно руководствовались бы неблагими намерениями. Извечное человеческое стремление к свободе, независимости, справедливости если и порождало революции, опустошение и войны, то только как побочный продукт решимости народов и властей достичь более гармоничного общественного устройства, достойного места в содружестве наций. И «Декларация независимости США» (1776 г.), и французская «Декларация прав человека и гражданина» (1793 г.) имели целью общее счастье.

Ровно десять лет назад, когда Верховная Рада УССР, выражая волю народа Украины, 16 июля 1990 года провозгласила «Декларацию о государственном суверенитете Украины», она исходила из потребности создать демократическое общество, всесторонне обеспечить права и свободы человека. Тогда, на глазах многомиллионной аудитории украинских избирателей в ожесточенной борьбе вокруг каждого слова родился этот исторический документ.

Инициатива парламентской оппозиции — Народной рады — была поддержана коммунистическим большинством. Казалось, идеологически полярные общественные силы нашли ту общую политическую позицию, которая позволит устранить разногласия, направит общество на путь благосостояния и прогресса. В условиях экономического кризиса, поразившего нерушимый доселе Советский Союз, провозглашение государственного суверенитета в Украине многим представлялось спасительным средством, способом разом решить многие проблемы. Наивный романтизм разбуженного митингами национал-демократов общества не знал границ.

Демократическая, правовая, нейтральная, внеблоковая, безъядерная Украина, уважающая национальные права всех народов, — разве такую Украину не примут с раскрытыми объятиями Европа и мир? Вопрос выглядел риторическим. Реальность оказалась сложнее.

Едва ли кто усомнится в благих намерениях коммунистических функционеров и бывших политзаключенных, составивших первую демократически избранную Верховную Раду 1990 года. Дети своего времени и общества, привыкшие жить в изоляции, в условиях всеобщего конформизма, они возмечтали о самостоятельности. Что знали они о себе, о стране и мире, в котором нам предстояло жить? О МВФ, ГАТТ, ЕБРР, НАТО, ОБСЕ, ЕС? О частной собственности, безработице? Акцизах и предпринимательстве? Навязчивым предостережениям компартийной пропаганды уже никто не верил. Да и чем они были, эти предостережения, по сравнению с мечтой о суверенитете, с намерением порвать с прошлым и стать свободными, богатыми, цивилизованными.

Предполагать у создателей «Декларации», еще только становившихся политиками, трезвый прагматичный анализ и расчет, было бы столь же наивно, как и серьезно относиться к их риторике. Этот безудержный «рывок к свободе» демократических неофитов не мог не вызвать настороженности и недоверия у искушенной политической элиты Европы и США, всего более опасавшихся неконтролируемости процессов в агонизирующем ядерном СССР.

Намерение, как во времена Украинской Центральной Рады, отныне самим строить свою судьбу вошло в противоречие как с внутренней незрелостью украинско-советского общества, так и с интересами России и Запада. Однако на этот раз история оказалась к нам более благосклонной. Игра политической конъюнктуры не привела к интервенции и гражданской войне, но погрузила страну на годы в состояние перманентного кризиса.

За последние 10 лет валовой внутренний продукт Украины сократился более чем на 100 млрд. долларов, а внешний и внутренний долги с нуля выросли до 12,4 млрд. долларов и 200 млрд. гривен соответственно. Теневой сектор экономики составляет около 50 процентов. Украина вошла в десятку наиболее коррумпированных государств. По продолжительности жизни Украина занимает 120-е место в мире, по уровню медицинского обслуживания — 79-е из 191 страны, по уровню человеческого развития — 78-е из 174 стран. По мнению зарубежных экспертов, лишь к 2010 году население Украины сможет достичь жизненного уровня 1990 года.

Со дня провозглашения «Декларации о государственном суверенитете Украины» прошло десять лет. Теперь мы имеем суверенное государство, своего президента, парламент, армию, собственность, деньги. Мы сами пытаемся определять свою внутреннюю и внешнюю политику. У нас существует многопартийность, идеологический плюрализм, свобода вероисповедания, передвижение и равноправие всех форм собственности. Все, что мы ныне имеем, — результат воли народа, воплощенной в реальных исторических условиях. Все того уровня и качества, на который мы в целом как народ оказались способны.

Мы учимся жить и платить по счетам, учимся быть ответственными. И, может быть, «Декларацию о государственном суверенитете Украины» нам следует рассматривать прежде всего как счет, который мы сами десять лет назад предъявили себе . Счет наших намерений к нашей политической ответственности и состоятельности. Наша судьба — в наших руках, и от того, как мы сумеем оплатить этот счет, зависит, какое место определит нам История.

                                                              Продолжение темы читайте 5-й на стр.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать