Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Демократия нуждается в активной оппозиции

21 июля, 19:05

Во время интервью газете «День», которое появилось в номере за 5 июля этого года, мне поставили вопрос, соглашусь ли я с утверждением, что в Украине нет оппозиции. После публикации моего ответа, что оппозиция есть, о чем свидетельствуют и опросы общественного мнения, и трудность, с которыми сталкивается нынешнее правительство при голосовании предлагаемых им законов в Верховной Раде, некоторые комментаторы выражали удивление и искали политическую мотивацию в моих комментариях. Могу прибавить еще и то, что когда я приглашал в гости представителей нынешней оппозиции, определенные обозреватели также считали это чем-то чрезвычайным.

Мне представляется, что это «удивление» в отношении официальных американских контактов с оппозицией вытекает из остатков искаженного представления об американской роли в здешних событиях прошлого года и из все еще неполного понимания, как функционирует демократическая культура. Что касается остатков искаженного представления о нашей роли: во время прошлогодних украинских президентских выборов у Соединенных Штатов был только один интерес — обеспечение свободных и честных выборов, чтобы украинский народ действительно мог избрать своего следующего президента. У нас не было фаворита среди кандидатов и мы в равной мере тесно контактировали и с господином Ющенко, и с господином Януковичем. Конечно, во время выборов произошли серьезные нарушения, и мы на это указывали. Мы делали это не потому, что мы ставили на кого- то из кандидатов. Мы делали это потому, что считали, что нашим интересам будет отвечать, если Украина будет развиваться как демократия. Для людей, которые считали — в силу партийных предпочтений или в силу невежества, — что у США был кандидат-фаворит на прошлогодних выборах, может, странно видеть, что мы контактируем с нынешней оппозицией. Но для всех других это совсем не должно быть странным.

Любой, кто тщательно изучает демократию, понимает, что противоположность интересов и оппонирование партий является неизбежной, необходимой частью открытого общества. Великие основатели Американской республики понимали, что люди не ангелы. Все рано или поздно ошибаются, и многие действуют, исходя из ошибочных рассуждений. А у кое-кого бывают совсем не добропорядочные цели и мотивации. Учитывая это, американские государственные мужи разработали нашу конституцию как систему сдерживаний и противовесов, которая широко разделяла власть. Мы не отстаиваем принятие собственно американских форм демократии. Но любая демократия нуждается в механизмах, которые делали бы невозможной монополизацию власти отдельным человеком, партией или фракцией. Эффективная оппозиция — ключ для предотвращения такой монополии.

Это большая заслуга Украины, что у нее была такая оппозиция в течение нескольких последних лет — даже тогда, когда казалось, что страна отходит от демократического пути развития. Сила предыдущей оппозиции и настойчивость украинского народа во время прошлогодних выборов в том, чтобы уважали его выбор, предотвратили «похищение» выборов.

Поворот к демократии в Украине за последние восемь месяцев привел к намного более тесным американо-украинским отношениям. Мы приветствуем политику Президента Ющенко по развитию свободного рынка (хотя мы не скрывали своей обеспокоенности некоторыми мероприятиями, которые, казалось, этому противоречили) и движение к интеграции в международные и евроатлантические структуры. Но все правительства, даже самые квалифицированные, с лучшими намерениями, допускают ошибки. А у правительства, которому не противостоит оппозиция, у правительства, которое контролирует СМИ и гражданское общество, просто нет никого, кто указал бы на его ошибки. Правительство Ющенко отлично поработало для укрепления свободы СМИ, завоеванной во время политического кризиса прошлого года. Но даже если пресса свободна, демократические общества нуждаются в активной оппозиции, которая бы призывала власть отвечать за свои действия и предлагала бы гражданам альтернативную политику.

Есть обозреватели, которые признают потребность в оппозиции, но заявляют, что нынешние партии как-то не стоят этого статуса. В отношении их выдвигаются обвинения в коррупции или еще хуже. Мы, конечно, не предлагаем оправдывать преступные деяния — и не утверждаем, что у нас есть какие-то свидетельства, которые позволяют нам делать какие-то выводы. Но при этом страны, как и люди, должны справляться с теми обстоятельствами, в которых они оказались. Нынешние оппозиционные партии имеют немалую поддержку среди электората. Появятся, безусловно, и новые оппозиционные партии с альтернативными программами и идеями. Нужно, чтобы в украинском обществе существовало уважение к ним. Как отметил Президент Ющенко в Донбассе 15 июля, оппозиция должна играть важную роль в украинской демократии.

Когда оппозицию уважают, политика несколько избавляется от своей опасной остроты. Те, кто при власти, понимают, что когда они проигрывают выборы, их политическая жизнь и деловые перспективы не заканчиваются. Следовательно, у них меньше причин для фальсификации результатов выборов, потому что они будут видеть для себя приличное будущее и вне власти. Я знаю высокопоставленных украинских деятелей, которые, уйдя с занимаемых должностей при предыдущем правительстве, имели проблемы с приличной работой. Даже те, кто может и хотел их нанять, боялись это делать, потому что не были уверены, как отреагирует власть. Мы надеемся, что этот старый шаблон останется там, где ему и место, — в прошлом.

Руководство демократической страны также поймет, что обладая способностью работать с оппозицией, легче продвигать свою программу через парламент. Мы, по-видимому, немного это видели во время принятия некоторых законов, связанных с вопросом ВТО, в начале этого месяца. Для Украины наступит прекрасный день, когда можно будет не сомневаться, что ведущие политики способны переступать партийные разделительные линии, когда речь идет о добре для страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать