Демократия «снизу»
Для чего нужна экономическая демократия на уровне территориальной общины?
Ярослав ЖАЛИЛО, президент Центра антикризисных исследований:
— Прослеживается четкая тенденция к постепенному снижению уровней доходов органов местного самоуправления, которые формируются за счет собственных источников, и увеличение доли, которая распределяется через госбюджет в виде официальных трансфертов. При таком условии принципиальный вес получает поиск новых форм и методов деятельности органов местного самоуправления. С нашей точки зрения, ключевым в нынешних условиях в деятельности этих органов должно стать понятие потенциала территории. Реализация прав территориальных общин на использование и развитие этого потенциала требует как расширения полномочий общин, так и конкретизации общих интересов территориальных общин, которые выходят на уровень компетенции областных и районных советов. Однако, исходя из финансово-экономического положения в Украине, можно констатировать, что в течение очень длительного срока определяющим инструментом обеспечения развития территориальных общин будет мобилизация и усовершенствование организационных механизмов, т.е. деятельность представителей общин на первичном уровне. Поэтому переход Украины на инновационную модель развития, на формирование основ для европейской интеграции связаны сегодня с введением новейших организационных форм развития территориальных общин и местного самоуправления.
Григорий ОСОВЫЙ, первый заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины:
— Профсоюзы как один из институтов гражданского общества имеют свою точку зрения на реформирование политической системы. Мы хотели бы, чтобы в ходе этой реформы в первую очередь были рассмотрены проблемы, связанные с делегированием властью части своих полномочий общественным институтам, в том числе профессиональным союзам. Механизм формирования гражданского общества заключается в том, что между властью и гражданами создаются многочисленные общественные институты, которые могут осуществлять определенные полновластные функции и быть действенным механизмом контроля реализации властью своих обязанностей. Профсоюзы, правительство и работодатели ведут коллективные переговоры на национальном уровне. Генеральным соглашением предусмотрено, что именно должно сделать правительство в плане «разъединения» государственных финансов через трансферты местным органам власти и самоуправлению для того, чтобы обеспечить эффективность социальной политики. И здесь есть очень много проблем относительно прозрачности этих социальных трансфертов: факты свидетельствуют о том, что многие из установленных законом гарантий не обеспечиваются государством.
Константин МАТВИЕНКО, главный консультант комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местному самоуправлению:
— После последних выборов возникло довольно интересное явление: само местное самоуправление формирует новую элиту, т.е. такую прослойку, которая принимает и реализует решение. Это малозаметно на уровне выборов в Верховную Раду и больших территориальных общин (например, Киев), но в средних городах городские председатели и депутатский корпус уже преимущественно являются представителями новой формации: это преимущественно люди, которые пришли из бизнеса, и знают, как зарабатываются и расходуются деньги. Так местное самоуправление постепенно задает тон в выборе правильных и эффективных управленческих решений. Сейчас есть шанс начать возрождение Украины именно с местного самоуправления.
Выпуск газеты №:
№86, (2003)Section
Панорама «Дня»