Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Десять дней, которые пока никого не потрясли

13 января, 00:00

«Бюджет на 2000 год — это начало бюджетной реформы в стране. Дайте нам всего десять дней для доработки проекта, и вы увидите, насколько он не будет похож на предыдущие», — говорил г-н Ющенко депутатам в конце прошлого года во время обсуждения закона о временном финансировании расходов бюджета. Напомним, 18 ноября парламент принял в первом чтении законопроект о госбюджете-2000, предусматривающий бездефицитный бюджет с доходной частью консолидированного бюджета 53 млрд. гривен, в том числе с доходной частью госбюджета 40 750 млн. гривен. Но поскольку закон о бюджете так и не был принят окончательно, ВР приняла его суррогат «о временном финансировании…».

Бюджет Виктора Ющенко, как утверждают эксперты, действительно представляет собой новый документ, отличающийся от всех предшествующих версий и по денежным показателям, и по направлениям финансовых потоков, и по персональному составу допущенных к закромам… Однако насколько он отвечает заявленному параметру — стать началом бюджетной реформы? Этот вопрос вовсе не риторический, потому что перед упомянутой «бюджетной реформой» пало не одно правительство, и не одно правительство обожглось, так и не подступившись к главному.

Самое простое определение бюджетной реформы состоит в математическом уравнивании двух частей госфинансов, то есть того, что готовы граждане отдать государству из своих доходов и того, что государство должно потратить на платежи по своим обязательствам. Как видите, проще некуда. Но на самом деле настоящая бюджетная реформа — это не начало «бумажного» сведения доходов и расходов к нулю, а итог фактического совпадения желаний и возможностей государства и общества. Имейте также в виду, что В.Ющенко не первый, кто обещает подать «сбалансированный бюджет». Это подтвердит и министр финансов И.Митюков, который неоднократно «звітував» о выполнении секвестированного (то есть сбалансированного бюджета). Собственные профессиональные секреты не раз предлагала и глава Бюджетного комитета Юлия Тимошенко. К примеру, год назад она насчитала невыполненных государственных обязательств примерно на 100 млрд грн., которые предлагала записать в расходы (соответствующие таким расходам доходы она сочла делом техники). И это тоже «баланс». Правда, такие балансы не популярны у нормальных стран. Теоретически Виктор Ющенко является сторонником такого «счастливого сбалансирования» госбюджета, когда мы с вами все-таки соглашаемся добровольно передать любимому государству частицу своих доходов (сейчас, по словам главного налоговика Н.Азарова, добровольные взносы не превышают 16% от всех поступлений в бюджет), а ему этой суммы в самый раз — чтобы профинансировать свои услуги для нас же…

К сожалению, чтобы эта банальная формула стала исполнимой и в нашей стране, нужно проделать очень-очень много непопулярной работы. Во-первых, надо «организовать» рост производства и прибыли (для налогов). Во-вторых, надо провести реорганизацию социальной сферы (здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения), то есть всего, что связано с социальным обслуживанием населения за счет госказны. В-третьих, надо навести порядок в расходовании госресурсов на содержание госсобственности. Заметьте, это — самые неотложные компоненты бюджетной реформы. А ведь счет им можно продолжать до бесконечности.

Сегодня Верховная Рада должна рассмотреть проект госбюджета на 2000 год, подготовленный новым Кабмином. Обсуждение проекта проходит сложно, отметил вчера правительственный секретарь КМУ Виктор Лисицкий, поскольку, по его словам, «впервые в истории Украины в парламент направлен жесткий бюджет». Однако он уверен, сообщает Интерфакс-Украина, что бюджет-2000 будет принят ВР.

Понятно, что 10 дней Виктора Ющенко не сломают сложившуюся в стране традицию бюджетного «общепита». Не удастся Виктору Ющенко начать ни одной серьезной бюджетной реформы, потому что для бюджетной реформы нужны как минимум месяцы, а не дни. Но кое-что новый премьер сделать все-таки может, причем это кое-что не менее важно, чем сама бюджетная реформа.

Как-то, в очередной раз, критикуя правительство за безобразное исполнение бюджета, глава Счетной палаты В.Симоненко провозгласил ставшую впоследствии крылатой фразу: «Нет неисполнимых бюджетов. Есть нежелание их исполнять». На первый взгляд — парадокс. Как же так? Все говорят, что столько налогов, сколько у нас хотят содрать, заплатить невозможно. Все утверждают, что снижать социальные выплаты дальше некуда. Все соглашаются, что государственные капиталовложения — последний шанс для умирающей экономики. Все так и не так одновременно. Потому что, когда разгораются страсти по бюджету, все вмиг забывают, что по объему налоговых льгот наша страна мировой чемпион, и налоговые льготы уже сравнялись по объему с валовыми доходами бюджета. Что по количеству социальных выплат наше бедное государство, к тому же в условиях крушения старой структуры производства (и доходов), в принципе не способно соревноваться с богатыми странами. Что «государственные капиталовложения» без финансовой ответственности госдиректоров за результаты своего «труда» — не что иное, как способ хищения «в особо крупных размерах» и т.д. и т.п.

Итак, подведем итоги. Объявленное Виктором Ющенко начало бюджетной реформы пока соответствует действительности лишь в плане совпадения смысла слов и желаний говорящего. Настоящие же сигналы, возвещающие о первых результатах бюджетной реформы, появятся лишь спустя месяцы после принятия Верховной Радой ряда пока не принятых по причине их непопулярности (для различных групп по интересам) законов. Суть их сводится, с одной стороны, к увеличению доходов конкурентоспособных секторов экономики (не путать с монопольными доходами олигархов), а с другой — к сокращению оставшихся в наследство от социализма и адаптированных к потреблению немногими избранными раздутых финансовых обязательств правительства. Второе условие — превращение госбюджета из фантома в реальность — касается не столько непосредственного законотворчества, сколько создания общей атмосферы вокруг госфинансов. Вы понимаете, о чем это мы? Конечно, о коррупции. Ведь даже ста законами не запретишь чиновнику покупать запасное колесо к машине у собственной фирмы за 1000 долларов. Тем более не запретишь ему торговать льготами, субсидиями и госзаказами, если заказы, льготы и субсидии — торгуемый товар.

Под силу ли Виктору Ющенко решить эти задачи? Мы не знаем. Он об этом еще ничего не говорил.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать