ДЕТЯМ — ПРАВО ГОЛОСА!
Новое поколение хочет само участвовать в решении своих проблемВчера в Киеве закончила свою двухдневную работу Первая национальная конференция «Изменим мир вместе с детьми» . Проведение такой конференции — один из элементов подготовки Украины к Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая состоится в сентябре этого года. Сессия подведет итоги последнего десятилетия, даст оценку выполнения обязательств, которые были приняты правительствами стран, ратифицировавшими Конвенцию о правах ребенка, и определит приоритетные направления глобальной политики относительно детей. Сегодня уже не достаточно просто изменять мир в интересах детей, сегодня уже идет речь о том, чтобы изменять мир вместе с детьми. Для этого нужно слушать, что говорят молодые люди, нужно предоставлять им возможность высказывать свое мнение и участвовать в принятии решений, которые касаются их жизни. Пришло время переходить от благотворительности по отношению к детям к признанию того, что каждый ребенок, как и каждый человек, имеет собственные права.
В октябре минувшего года Центр «Социальный мониторинг» при поддержке Представительства ЮНИСЕФ в Украине провел социологический опрос детей в возрасте от девяти до семнадцати лет. Опрос проводился в 106 населенных пунктах (24 города и 82 села) пяти областей Украины. Была получена информация от 5221 ребенка. Свои мысли также высказали 99 экспертов — учителей, воспитателей, социологов.
Результат опроса показал, что дети, которые не слышали о тех или иных своих правах, гарантируемых Конвенцией ООН, составляют от 9 до 28%. Меньше всего дети знали о своих правах на защиту от вмешательства в личную жизнь, на защиту от информации, которая вредит их благополучию, правах на защиту от чрезмерного опасного труда и защиту от сексуальной эксплуатации. Только 3% опрошенных детей отметили, что права ребенка в Украине не нарушаются. Почти каждый восьмой ребенок сообщил о нарушении его прав, а каждый четвертый был свидетелем того, как нарушались права других детей. Половина опрошенных детей указали на нарушение их права на качественную медицинскую помощь, около трети — на нарушения права полноценно питаться, получать образование, отдыхать. Среди основных нарушений прав дети выделяли такие — «Взрослые оскорбляют, угрожают, бьют детей». Кстати, Швеция впервые в мире в 1979 году приняла закон, согласно которому «дети не могут быть объектом телесных наказаний и какого-либо другого унизительного отношения». А в Украине довольно часто родители бьют детей за плохие оценки, за непослушание. В областных центрах и больших городах, по сравнению с сельской местностью, наблюдается значительное увеличение количества детей, которые не довольны отношением к себе в семье.
Опрос показал, что большинство детей в Украине чувствуют себя бесправными в мире взрослых, что у них ограничены возможности высказывать и отстаивать свои мысли, что зачастую они даже не знают, к кому обратиться в случае нарушения своих прав. Треть экспертов считает, что никто из взрослых не воспринимает детей как полноправных членов общества. Большинство экспертов пришли к выводу, что попытки ребенка установить справедливость в каком-либо учреждении или заведении без помощи взрослых обречены на неудачу.
Катерина Ясько, ученица 11 класса Кловского лицея города Киева, считает, что изменения в обществе не могут произойти только вследствие фактических политических шагов. Общество изменяется изнутри, а надежные изменения гарантированы только при участии молодежи. «Я убеждена, — говорит Катерина, — что начинать изменения в обществе нужно с молодежи, с обеспечения прав, гарантированных Конвенцией. Таких прав, как права; на свободное высказывание своих мыслей, своих взглядов на различные проблемы, права быть выслушанным и права принимать решения, влиять на процессы в обществе. Механизмы для обеспечения этих прав существуют не только в государстве, а и в молодежном и детском окружении — в развитии школьного самоуправления, привлечении детей к обсуждению общественных проблем, которые непосредственно их касаются. Когда, например, принималось решение относительно проведения школьной реформы, никто не спрашивал у школьников их мнение. Я считаю, что в данном случае следовало бы послушать учащихся и учесть их пожелания. Мы находимся сейчас в периоде трансформации, не только политической, но и культурной. У нас сейчас, по моему мнению, общественный кризис — и он сильно отражается на молодежи. Однако сегодняшняя молодежь уже сделала глоток свободы — поэтому изменения к худшему происходить уже не смогут.»
Александр Урибари, ученик 10 класса школы №26 г. Киева, президент школьного парламента, член молодежной организации «Відрада», рассказал «Дню», что работает по программе «Делегаты детских прав», что будет представлять ЮНИСЕФ на международной конференции в Будапеште. Конференция будет посвящена подготовке к Специальной Сессии ООН, которая состоится в сентябре 2001 года. Александр считает, что проблема защиты детских прав в нашем государстве заключается в том, что Конвенция про права ребенка не является законом Украины, следовательно, и не существует механизмов ее внедрения. Ребенку, права которого нарушили, некуда обратиться для защиты своих прав. Необходимо не только разработать правовой механизм защиты прав ребенка, но и создать контролирующий орган — Комитет по защите прав ребенка при парламенте. «Хочу сказать, — говорит Андрей, — об участии детей в политической жизни страны. Детям из регионов значительно сложнее быть услышанными, потому что в регионах нет таких массовых общественных организаций, как в больших городах. Общественные организации проводят различные конференции, где есть возможность заявлять о своей позиции, вносить различные предложения. Детям нужно предоставлять больше возможностей для высказываний в СМИ, где сейчас слишком много рекламы и превалируют коммерческие интересы. Молодежные телестудии и радиостудии готовят передачи, но добиться выпуска их в эфир довольно сложно.»
Лариса Байда, президент «Детского культурно-просветительского центра, представляла общественные организации Украины на подготовительной сессии в Нью-Йорке зимой этого года. Ее поразил тот факт, что в работе сессии очень активное участие принимали дети — выступали с сообщениями, принимали участие в обсуждениях различных вопросов. Впервые в штаб-квартире ООН на серьезном заседании в большом конференц-зале среди присутствующих преобладала молодежь, самыми юными (12-14 лет) были представители Канады и африканских стран. Мальчик лет четырнадцати из Венесуэлы выступал от имени своей страны, анализировал проблемы и обратился к присутствующим с призывом делать все в своих странах для того, чтобы помогать матерям в их нелегком труде растить детей.
Украину представляла молодежная организация СПОК. Татьяна Кондрашевская, координатор международных проектов детских и юношеских организаций города Киева, рассказывает: «Во всем мире сегодня происходит изменение сознания взрослых, которые уже начинают понимать, что ребенок имеет право голоса и его право нужно уважать. Хотелось бы, чтобы в документе, который готовится к принятию Специальной Сессией ООН в сентябре, были не декларативные положения, а все выражалось в точных цифрах и датах. К примеру, были указаны в процентах средства, которые государство должно направлять из своего бюджета на решение социальных проблем молодежи. Нужно, чтобы каждый государственный служащий понимал, что должен делать и за что нести ответственность.»
КОММЕНТАРИЙ
Наталья МАКСИМОВА, психолог, руководитель Комитета содействия правам ребенка:
— Детей нужно учить отстаивать свою правоту в неагрессивной форме. Но взрослые должны хотеть, чтобы дети это умели. Бытует стереотип, что хороший ребенок — послушный ребенок. А послушный — значит удобный. Когда ребенка или подростка обижают старшие, зачастую дети в силу своих возможностей просто сопротивляются. Это сопротивление идет просто на эмоциях — и в результате мы имеем дело с социально дезаптированным поведением. Те дети, которые не умеют сопротивляться, либо учатся лавировать, либо оказываются просто подавленными. Во всех трех случаях мы имеем негативные последствия — ни в одном из вариантов ребенок не учится защищать себя цивилизованно и не учится вырабатывать свою точку зрения и ее отстаивать, то есть воспитывается бессловесная масса, которой легко потом манипулировать.
От редакции. «День», как нам кажется, активно и продуктивно пытается не только слышать юных граждан страны, но и предоставлять им возможность быть услышанными другими. С нами активно сотрудничают не только студенты, но и школьники. Мы уже провели несколько детских, студенческих конкурсов, участники которых предлагали свой взгляд на проблемы Украины, формулировали собственное видение будущего страны — и путей к нему. В ближайшие дни мы объявим новый конкурс «Дня» для наших молодых читателей.
Выпуск газеты №:
№53, (2001)Section
Панорама «Дня»