Перейти к основному содержанию

«Действуй так, как мы говорим, а не так, как действуем мы»

Лидерам глобальной экономики стоит быть демократичнее
18 июля, 00:00
20—22 июля в Генуе (Италия) состоится саммит стран «большой семерки» и России. Автор публикуемой ниже статьи, похоже, придерживается мнения о том, что «семерка» еще не стала «восьмеркой». Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу, можно утверждать, что в решении проблем экономической глобализации наиболее весомыми будут все же семь голосов, а главным вопросом сегодня является глобальная бедность. В качестве одного из рецептов борьбы с этим явлением предлагается демократизация международных финансовых организаций, которые сейчас, преследуя интересы небольшой группы стран, не церемонятся при вмешательстве во внутреннюю политику государств, которым они помогают. Это, однако, далеко не единственная проблема — сегодня в позициях лидеров «семерки» (по ряду позиций и России) достаточно много разногласий по различным во просам, которые должны быть урегулированы. Это — и планы США по созданию национальной системы ПРО, и борьба за Киотский протокол, и проблемы курса евро относительно доллара и иены.

В Генуе основное внимание будет уделено проблеме снижения темпов развития мировой экономики. Вероятно, лидеры семерки похвалят Федеральную резервную систему США за принятие эффективных мер, препятствующих этому снижению, и не будут упоминать о ее ответственности за этот спад. Они намекнут на экспансионистские действия в Европе, но не будут при этом на ступать на мозоль Европейскому центральному банку. Япония вновь возьмет на себя обязательства в проведении структурных реформ и, хотя эти обязательства внушат больше доверия, чем раньше, все лидеры закроют глаза на тот факт, что ближайшие последствия этих реформ могут оказаться негативными, особенно если проводить их в жизнь быстро и с помощью силовых методов.

Однако текущие трудности не должны отвлечь «большую семерку» от долгосрочных задач. Одной из самых важных задач является координация экономической политики между Севером и Югом, поскольку сейчас мир сталкивается не с кратковременным снижением темпов роста экономики, а с продолжительным кризисом.

Прежде чем говорить о том, что необходимо сделать, стоит высказать одобрение по поводу списания долгов, решение о котором было принято на встрече «семерки» в прошлом году. Это принесло свои плоды. Более двадцати стран избавились от долгов. Годами автор наблюдал за тем, как МВФ затягивал решение этого вопроса, и немногие страны могли преодолеть воздвигнутые им барьеры. Прошло годнее списание долгов изменит жизнь миллионов людей.

Тем не менее эта задача еще не выполнена до конца. Многие страны нуждаются в освобождении от непосильного бремени долгов. Если богатые страны не будут оказывать постоянного давления по этому вопросу, то может оказаться, что барьеры будут воздвигнуты вновь. Столь же важно не забыть о странах, которые не соответствуют действующим сегодня критериям списания долгов. Разве, скажем, Индонезия должна получить долговое освобождение только в том случае, если ее национальный доход будет продолжать падать?

Безусловно, МВФ несет определенную долю вины за ту трудную ситуацию, в которой оказалась Индонезия. Именно полити ка МВФ привела Индонезию к депрессии. Попытка провести реструктуризацию финансовой системы была ошибочной и привела к массовому изъятию вкладов из банков. Сокращение размеров субсидий на продукты питания вызвало бунты. Либерализация рынка капитала привела к тому, что страна оказалась незащищенной от нестабильности, присущей краткосрочным капитало вложениям.

Существует много примеров, когда кредитор и должник виноваты в равной мере: кто, например, должен нести убытки, связанные с прекращением проекта строительства гидротехнических сооружений, после того, как выяснилось, что при его реализации исчезнет редкий вид жаб? Должна ли бедная страна, бравшая ссуду, взять эти убытки на себя, или это должен сделать кредитор, который не провёл предварительной экологической экспертизы? Выработка разумной политики по списанию долгов будет нелёгким делом, но «большая семёрка» не должна почивать на прошлогодних лаврах.

Во-вторых, мировая система торговли переживает трудные времена. Повсюду проповедуют свободу торговли в качестве экономической стратегии, но, похоже, богатые страны сами не прислушиваются к тому, что говорят: их рынки остаются закрытыми для многих товаров, экспортируемых развивающимися странами; они выделяют огромные субсидии на сельское хозяйство, делая тем самым невозможной конкуренцию со стороны развивающихся стран. «Действуй так, как мы говорим, а не так, как действуем мы», — так, похоже, следует понимать «большую семёрку».

Ухудшает ситуацию и тот факт, что здесь все подчинено групповым экономическим интересам, а не поддерживается тщательный баланс, которым отличается экономическая и социальная политика в странах с преуспевающей демократией. Например, на уругвайском раунде переговоров в 1994 году был установлен такой режим интеллектуальной собственности, при котором интересы производителей ставятся выше интересов потребителей, в том числе и потребителей развивающихся стран. Фармацевтические компании настаивали на своих «правах» даже в отношении несчастных обречённых жертв СПИДа. На этом фронте мировое гражданское общество, в конце концов, одержало победу, но в принципе режим интеллектуальной собственности остался без изменений. И на горизонте маячат новые сражения.

В некоторых соглашениях по торговле и инвестициям, принимаемых сейчас, предлагается пойти ещё дальше и дать возможность приостанавливать действие внутренних законов страны (независимо от их достоинств), чтобы способствовать движению международных потоков товаров и услуг. При таком режиме, зачатки которого уже можно наблюдать, попытки защитить наших детей от курения даже с помощью таких мягких мер, как ограничение рекламы, могут быть сведены на нет!

Торговля может быть мощным механизмом экономического роста, а экономический рост крайне необходим посткоммунистическим и развивающимся странам. Ирония сложившейся ситуации заключается в том, что страны «большой семёрки» по некоторым вопросам, связанным со свободой торговли, заходят слишком далеко, в то время как по другим вопросам они практически топчутся на месте. Вот что богатые страны могли бы сделать в одночасье: немедленно и полностью открыть свои рынки для всех товаров и услуг (кроме оружия) из беднейших стран мира.

Если это произойдёт, то вначале неизбежны некоторые потери, однако самые богатые страны мира с их развитой экономикой без труда приспособятся к этой ситуации. В перспективе страны «большой семёрки» только выиграют и это позволит им отвести от себя обвинение в лицемерии, выдвигаемое против них развивающимися странами.

К сожалению, в международных экономических организациях голоса одних слышны более, чем других. Поэтому здесь следует затронуть и третий вопрос — относительно демократизации МВФ и Всемирного банка. В этих организациях слишком большую роль играют групповые интересы и интересы богатых стран. Внутри стран «большой семёрки» не только министры финансов и руководители центральных банков имеют право голоса при обсуждении экономических вопросов. В них также учитывают мнения лиц наемного труда, бизнеса, потребителей. Точно также и международные экономические организации должны прислушиваться к мнению всех заинтересованных сторон.

Большинство лидеров стран семёрки внутри своих стран заняты поиском «золотой середины» между всевластием государства и экономикой, свободной от государственного вмешательства. И хотя рыночные механизмы в их экономике занимают центральное место, правительству также отводится важная роль. К сожалению, международные экономические организации часто отходят от демократических принципов, например, при распределении права голоса, в вопросах представительства, в вопросах контроля над их деятельностью. При этом, однако, они не стесняются вмешиваться в демократические процессы внутри стран, которым они якобы стараются помочь.

Задачи, стоящие перед участниками встречи, нелегки. Некоторые из лидеров «большой семёрки» сочтут реформы в сфере долгов и открытости своих рынков слишком болезненными. Но мы все многое потеряем, если они не уделят внимания этим вопросам, поскольку успешное решение этих проблем будет определять будущее мировой экономики.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать