Дневник
31 августа
Меня часто беспокоят мысли: «О чем сейчас рассказывают ученикам их учителя? Чему учат, к чему призывают?» Конечно же, к разумному, доброму, вечному. Но как все это теперь совмещается с повседневной жизнью?
Они очень отличаются от нас, учеников 1960—1970-х годов. Более раскованные и информированные, прагматичные и бескомпромиссные.
В те не такие уж далекие времена, пусть и слишком идеологизированные, нас учили тому же, что мы видели ежедневно в тогдашнем обществе: уважение к людям труда — создателям материальных благ, коллективизм, бескорыстие, доступность к культуре с ее театрами, музеями, библиотеками, филармоническими залами. Возможность при поддержке государства получить высшее образование, иметь гарантированную роботу на предприятии, в учреждении, в организации, конечно, место в общежитии, а в дальнейшем рассчитывать и на отдельную квартиру. На случай болезни всех лечили бесплатно. Это были обычные реалии для большинства семей. Социальный оптимизм также характерный признак того времени.
В школах учат писать и читать, быть трудолюбивыми, рассказывают о человеческих идеалах, о том, что зло всегда наказуемо, а добро побеждает. Но когда подростки вступают в самостоятельную жизнь, перед ними открывается совсем иной мир, наполненный сплошными противоречиями, и чтобы заполнить в нем какую-то нишу, утвердиться, осуществить свои мечты, нужна, по крайней мере, поддержка родителей и, в первую очередь, материальная, потому что теперь за все нужно платить. Получение денег любым способом, чтобы выжить в условиях дикого рынка, требует больших усилий, на которые способен не каждый молодой человек. И хорошо, если найдется тот, кто бескорыстно поможет. Но альтруистов теперь осталось так мало...
Но досаднее всего то, что молодой человек не всегда может найти себя и вынужден жить по правилам общества двойных стандартов. И это приводит к горьким разочарованиям, потому что не каждый может легко воспринять всеобъемлющую коррупцию, проникшую во все сферы жизни, лицемерие, безразличие, невозможность работать по выбранной специальности. В любое мгновение можно попасть в сложную материальную ситуацию, которая тех, кто не может адаптироваться в нынешних сложных жизненных условиях, «перемалывает», приводит к правонарушениям, а то и к алкоголизму, наркомании.
Не раз социологи, аналитики, публицисты били тревогу по поводу того, что от разных социально-экономических неурядиц, которые имеют место в Украине, мы теряем целое поколение. Хотя у нас есть немало прекрасной молодежи. И если государство по-настоящему не позаботится о ее будущем, эти потери могут только увеличиваться. Чем они закончатся для нации, несложно предположить...
Выпуск газеты №:
№153, (2011)Section
Панорама «Дня»