Доживем до «понедельника»!
Сегодня школы, чтобы выжить, вынуждены полагаться только на помощь родителей учеников
Мы все учились понемногу... Учились выбирать, уступать, прощать и забывать. Учились во дворе и в общественном транспорте, дома на диване и на работе на «коврах». Но всему этому предшествовала, как правило, обыкновенная общеобразовательная школа.
Если сравнить процентное соотношение сугубо «школьной» информации в моей мозговой базе данных и информации, полученной «от жизни», то выйдет очень жалкое количество единичек. И вовсе не потому, что я была изысканной бездарностью или лентяйкой. И уж совсем не потому, что, пардон за тавтологию, учившие нас учителя не были для меня авторитетами. Просто мой переходный возраст и связанное с ним «формирование себя как личности» пришлись на грандиозное время перемен. Даже люди не успевали за событиями, чего уж говорить про школьные методички. За окном реяли желто-голубые флаги, а я зубрила стихи «про революцию около бани» или из потрепанных ксерокопированных листов узнавала неизвестные подробности истории Украины. «Новые» учебники в моей провинциальной школе появились позднее. А до тех пор учителя часами просиживали в библиотеках или толкались на книжных рынках, чтобы наутро дать мне и еще миллионам таких же оболтусов информацию, заказанную Министерством образования. Так что поговорка «кто заказывает, тот и платит» была (да и сейчас есть) неактуальной.
На самом деле, педагогов нужно жалеть. За их безысходно маленькую зарплату, за безвозвратно испорченные нервы и все не выпитое за вредность (учеников) молоко. И гордиться ими за то потрясающее умение перестраивать себя и школьную программу с каждым новым подвывертом властей. Ведь, по сути, моих преподавателей учили совсем не тому, чему они уже намного позже учили меня. И все равно я помню, когда родился Ленин и умер Шевченко, как вычислить косинус и плотность тела. Я помню и даже немножко люблю своих школьных учителей: за неожиданное чувство юмора, нелепые замечания в дневнике и за то, что они научили меня быть готовой к любым переменам.
О буднях отечественной школы корреспонденту «Дня» Александру МИХЕЛЬСОНУ рассказали преподаватели среднеобразовательной школы №166 города Киева.
ОБ УЧЕНИКАХ
Татьяна Николаевна, преподаватель начальных классов:
— Ученики всегда, в принципе, одинаковые. Вот сегодня у всех праздничное настроение, и они тоже в настроении праздника. Младшие бегают, шумят... Хотят ли учиться? Это зависит от учителя. Если учитель любит свой предмет, если приходит в класс в хорошем настроении, толково объясняет — тогда им тоже интересно, они учатся с удовольствием. И наоборот. Есть, правда, такой момент — я работаю достаточно давно и могу сравнивать — что сейчас школьники, из-за бедности родителей или от общей обстановки в обществе, стали какими-то более нервными, чем раньше. Это явление, к сожалению, развивается.
ОБ УЧИТЕЛЯХ
Нина ХРИЩЕНКО, преподаватель биологии:
— Что получили учителя, посвятив жизнь этой работе? Бедность. В полном смысле слова. Я — учитель-методист, имею ставку 163 гривни. В школе существует проблема с учебниками. Например, у меня три пятых класса и совсем нет учебников по природоведению. Я приобрела на рынке два учебника — за восемь и за четырнадцать гривен. По ним готовлюсь и для детей на доске составляю конспект-схему, объясняю, а они сидят и переписывают. Я же не могу заставить родителей покупать эти учебники! У нас два десятых класса по тридцать пять учеников, а мы получили в районо только двадцать учебников по биологии. Они на рынке стоят по сорок гривен, в магазине — шестнадцать. Мы ведь работаем по новой программе. Программа интересная, детям нравится, но ведь нельзя же учить без пособий. Поэтому мы решили так: эти учебники мы детям не выдали, а оставили в кабинете. На каждом уроке я даю ими пользоваться. И после уроков я вынуждена оставаться по полтора-два часа, приглашать детей, чтобы они готовились по этим учебникам. Но работаем. Стараемся быть с детьми в согласии, при взаимном уважении. Я все-таки верю, что придет время, когда человек образованный у нас будет цениться должным образом.
О ШКОЛЕ
Алла ДОРОШЕНКО, заместитель директора школы по хозяйственной части:
— Знаете, все делается за счет родителей. Классы отремонтированы за их счет. Родители сдают средства на школу. Хоть это и запрещено нашей высшей властью, но другого выхода у нас просто нет. И только благодаря вкладу родителей школа имеет нормальный вид. От районо в этом году мы получили лишь один комплект парт. Раньше все завозили централизованно — мел, веники... Сегодня ни у кого ничего нет. С учебниками туговато. Вопрос питания у нас выдерживается в рамках закона — если семья неполная или ребенок находится на содержании бабушек и так далее, то он получает бесплатное питание. И сейчас вся школа пьет молоко, сок, ест коржики. Это очень хорошо и правильно, вот только ученики все засоряют пакетами из-под молока. Но это уже наша «внутренняя» проблема, и мы ее решаем.
СПРАВКА «Дня»
По последним данным Госкомстата, размер зарплаты украинских учителей только в августе этого года снизился на 13 % и составил в среднем по стране 125 гривен. Еще летом задолженность педагогам составляла 327 млн. грн., из них 250 млн. — по зарплате.
На сегодняшний день в стране насчитывается 21,2 тыс. школ, в которых получают среднее образование 6,7 млн. детей.
КСТАТИ
В приветствии учителям Украины кандидат в президенты, народный депутат Евгений Марчук (сам учитель по первому образованию и в свое время преподавал украинский язык, литературу и немецкий язык в дневной и вечерней школах под Кривым Рогом) высказал убеждение, что «нет более святой профессии», чем профессия учителя, которая «открывает путь к цивилизации и дает ключ к пониманию мира». Он уверен, что «в XXI веке инвестиции в науку и образование станут наиболее прибыльными», поэтому труд учителя, который открывает дорогу таким инвестициям, должен надлежащим образом уважаться государством. Е. Марчук заявил, что существуют «конкретные и реальные расчеты», которые позволяют утверждать, что уже в ближайшее время возможно «выравнивание учительской зарплаты и пенсии с уровнем зарплат и пенсий государственных служащих». Он также указал, что именно педагоги могут и должны способствовать возвращению морали и духовности в наше общество, которое «заждалось правдивого слова, доброго и справедливого разговора». Евгений Кириллович высказал сожаление по поводу того, что в Украине ныне господствует культ только «доллара и силы», но он уверен, что уже со следующего года «дети смогут получать надлежащее образование без взяток и протекции, а талантливым будут созданы условия для раскрытия их дарований». Не раздавая популистских обещаний, кандидат в президенты призывал совместными усилиями победить наши нынешние беды и помочь будущему нашего государства.