«ДРУГИЕ НАРОДЫ»
В Крыму успешно реализуется большая программа защиты дельфинов
На днях в Симферополе состоялась презентация итогов многолетней работы крымских биологов по защите обитателей Черного и Азовского морей. Перед учеными и журналистами, представителями Верховной Рады Крыма и Совета министров автономии, выступил кандидат медицинских наук Алексей Биркун-младший — эксперт по морским млекопитающим Минэкоресурсов Украины, Комиссии бессмертия видов Международного союза охраны природы (ИUCN/SSC), Международной комиссии по научным исследованиям Средиземного моря (CІESM), Комиссии по защите Черного моря от загрязнения (BSC), член Научного комитета ACCOBAMS и Европейского китового общества (ECS), другие ученые, которые рассказали об итогах более чем 10- летней работы. Учеными был представлен уже третий выпуск Регулярной информационной базы «Дельфины Черного моря». В ней сведения о состоянии популяции черноморских и азовских дельфинов, разработанные учеными «Лаборатории Брема» (Биотехнологические разработки в экологии, медицине, аквакультуре» — Симферополь), которая является исполнителем программы «Дельфин», утвержденной Минэкоресурсов Украины, а также представителями Карадагского и Ливадийского дельфинариев, научного предприятия «Биологическая станция», лечебно-диагностического центра «Назарет» (Евпатория) и других.
Чрезвычайно интересна история популяции дельфинов в Черном и Азовском морях. Сейчас она подорвана чрезмерным промыслом, который продолжался до 1983 года. В общем запрещение охоты на дельфинов в Черном море впервые установлено Советским Союзом в 1966 году. Впоследствии от добычи этих зверей отказались Болгария и Румыния. Однако промысел дельфинов Турцией продолжался до 1983 года. И за 20 лет, которые прошли с тех пор, сделано очень много как для изучения, так и для охраны морских животных. Согласно подсчетам Алексея Биркуна, в ХХ веке в Черном и Азовском морях всеми причерноморскими странами было уничтожено от 5 до 5,5 миллиона дельфинов. Например, только в СССР в 1938 году было добыто 148 тысяч этих животных, в 1954 — более 130 тысяч. Вылов дельфинов Турцией составлял приблизительно по 100 — 180 тысяч особей в год. А во второй половине ХХ века дельфины и морские котики стали основой для создания так называемых биотехнологических систем, т.е. использования в военных целях. Тогда военные дельфинарии были созданы в США и в СССР. Один из них существовал на Дальнем Востоке, другой — в Севастополе. Дельфинов учили находить и ставить мины, охранять водные районы, бороться с боевыми пловцами. Зато в Украине, которая унаследовала Севастопольский дельфинарий, на его базе был создан океанариум НАНУ, в котором реализуются программы по доместикации (одомашниванию) и использованию дельфинов для подводных поисков. Как сообщили ученые корреспонденту «Дня», по их данным на дне Черного моря находятся более двух тысяч затонувших кораблей, в которых остались не только материальные ценности, но и опасное для мореходности оружие. К сожалению, использование морских зверей в военных целях продолжается. В 1991 году во время военной операции «Буря в пустыне», проведенной антииракской коалицией, морские котики и дельфины использовались как охранники боевой техники в водных районах. Согласно данным ученых Крыма, прозвучавшим во многих докладах на вышеуказанной презентации, именно сейчас эти млекопитающие уже доставлены американцами в Персидский залив и будут использованы для охраны кораблей и водных районов, и для других задач во время возможной войны против Ирака.
Однако еще и сейчас, несмотря на принятые меры, дельфины продолжают массово погибать и получать повреждения в рыбацких сетях, а также вследствие болезней, связанных с экологическими проблемами регионального масштаба — загрязнение моря, техногенная экспансия. Наше Черное море, оказывается, загрязнено значительно выше средних показателей по содержанию многих вредных химических веществ, смытых дождями, — минудобрений, моющих порошков, сельскохозяйственных ядов, машинных масел, топлива, и тому подобное. Ученые находили животных, которые погибли от удушья, потому что их дыхательные органы оказывались закрытыми пластиковыми пакетами, или же они были запутаны в рыбацких сетях и не смогли очередной раз подняться на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Много меньших по размерам дельфинов-азовок погибает в сетях, выставленных на калкана, катрана. Все три вида черноморских китоподобных — азовка, или морская свинья, дельфин-белобочка и дельфин- афалина, занесены в национальные Красные книги, в том числе Красную книгу Украины, в Красную книгу Черного моря, Международную Красную книгу. Они охраняются Боннской, Бернской, Вашингтонской (CІTES) конвенциями и Соглашением по охране китоподобных Черного моря, Средиземного моря и соединенной? акватории Атлантического океана (ACCOBAMS).
В августе 1999 г. Министерство экобезопасности Украины утвердило научно-практическую программу изучения, охраны и восстановления дельфинов Черного и Азовского морей «Дельфин». За прошедшие три с половиной года в рамках этой и смежной программ учеными Украины, других Причерноморских стран, реализованы 20 научно-исследовательских и природоохранных проектов. В 2002 г. стартовал проект МОРЕКИТ (мониторинг и реабилитация китоподобных), в рамках которого в Украине создана система сбора информации о пострадавших дельфинах и оказания им неотложной помощи, а также лечения морских млекопитающих в дельфинариях, преобразованных в реабилитационные центры. Учеными создана Регулярная информационная база «Дельфины Черного моря», которая содержит подробное описание программы «Дельфин» и проекта МОРЕКИТ, аннотации двадцати реализованных проектов, документы и библиографию по охране морских млекопитающих, полные копии 82 научных публикаций и отчетов за период с августа 1999 г. по январь 2003 года, аннотированный указатель 23 конференций, совещаний и встреч, где решались проблемы защиты дельфинов, список специалистов из 17 стран мира, с которыми сотрудничают исполнители Программы, сведения о национальных и международных организациях, которые используют результаты Программы в своей деятельности.
Главный вывод, который делают ученые мира, исследующие морских млекопитающих, состоит в том, что общество должно пересмотреть свое отношение к животному миру и природе вообще. Исследователь дельфинов из Карадагского дельфинария Александр Занин, например, приводит слова американского натуралиста Генри Бестона из книги «Домик на краю Земли», которые, по его мнению, выражают основной смысл того исторического кризиса, который возник в отношениях «общества людей» и «общества животных», и из которого следует срочно найти выход: «Человек потерял контакт с природой планеты. Он построил свою жизнь на хитрости и изобретательности, и рассматривает животных через опыт человеческих знаний, но этот опыт увеличивает перышки или шерстку, но образ в целом только искажает. Мы привыкли относиться к животным свысока, считая, что по сравнению с нами они несовершенны, что судьба их достойна сожаления, но мы ошибаемся и ошибаемся жестоко. Потому, что нельзя к животным относиться с человеческими мерками. Их мир старше нашего, он — совершенней и они живут, прислушиваясь к голосам, недоступным нашему слуху. Животные не меньшие братья наши и не бедные родственники, это другие народы, которые вместе с нами попали в сеть земных трудов, в сеть земного богатства...» По мнению ученого Сергея Кривохижина, если в море водятся дельфины и им хорошо — значит, море здоровое. Но несмотря на это, охрана их нуждается не только в технологических и организационных усилиях, значительных средствах и затратах, но и в дальнейшем усовершенствовании законодательной базы, информационных сетях, методиках лечения и оказании им какой-либо помощи в случае трудных положений, в которые попадают эти «другие народы», наши соседи по планете Земля...