Дунайский биосферный заповедник: альтернативы будущего

ИДЕЯ ФИКС?
Реализовать строительство пытается Министерство транспорта Украины. Бесспорно, глубоководный судоходный канал р. Дунай —Черное море нужен стране. По утверждениям специалистов Министерства, именно их, единственный и безальтернативный вариант строительства судоходного канала по устью Быстрое является оптимальным, с точки зрения экологического влияния на состояние окружающей среды Килийского устья. Экономическую целесообразность строительства они оговаривают следующими соображениями.
В первую очередь, для улучшения показателей объема переработки грузов в украинских портах Дуная, которые за последние годы значительно упали, что привело к полному или частичному прекращению работы судоремонтных заводов Измаила, Килии и Вилкова. К тому же, ежегодные валютные расходы Украины на обеспечение транзита украинского флота по дельте Дуная через Жулинский канал аналогичны необходимым эксплуатационным расходам на поддержание глубоководного судоходного канала. Также в министерстве утверждают, что эффективная работа украинского канала Дунай —Черное море будет содействовать привлечению до 100% отечественных и до 60% транзитных судопотоков зарубежных судовладельцев, которые сегодня пользуются Суэцким каналом. Речь идет и о позитивном влиянии на продуктивную занятость населения региона украинского Придунавья. И как главный «козырь» — стоимость строительства: всего 33,07 млн. грн. Это, сравнительно, очень дешево.
Казалось бы, убедительно. Однако в деле существует несколько но, о которые вышеназванные обоснования разбиваются, а следовательно, вопрос требует более детального и более широкого изучения.
КТО ПРОТИВ
Согласно проекту из постоянного использования Дунайского биосферного заповедника надо изъять 1649,6 га абсолютно заповедных земель, оставив их в составе резервата. Реализация подобного проекта может причинить значительный вред природным ресурсам дельты Дуная и привести к практической утрате природного уголка и автоматическому исключению из мировой сети биосферных резерватов ЮНЕСКО. Килийское устье — последнее естественное устье дельты Дуная, где сохранялось свободное течение и природная среда, которые отражают процессы естественного развития дельты. Новый канал будет влиять на водный режим, в результате чего погибнут наиболее ценные биотипы рыб, насекомых и птиц. Указанный транспортный путь планируется провести непосредственно через зону строгой охраны (так называемое ядро) Дунайского биосферного заповедника — наиболее ценную часть дельты Дуная, которая имеет чрезвычайное значение для миграции водоплавающих птиц, рыбы охраняется Рамсарской конвенцией.
Таковы доводы специалистов из Национальной академии наук Украины, которые подвергли строгой критике проект Министерства транспорта. НАН Украины настаивает на том, что и основные положения ЮНЕСКО, а также законодательные акты Украины (Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» и «Об экологической экспертизе») не дают правовых оснований для реализации вышеупомянутого проекта строительства.
В разное время президент НАН Украины, академик Б. Патон обращался к Президенту Украины Леониду Кучме, премьер-министру Украины А. Кинаху, министру транспорта В. Пустовойтенко, министру экологии и природных ресурсов С. Курыкину, Председателю Верховной Рады Украины В. Литвину, председателю Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы И. Ризаку с просьбой помочь в объективном решении вопроса по сохранению Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО.
В своем поручении премьер-министру Украины, министру транспорта Украины и президенту НАН Украины Л. Кучма обратил внимание на проработку альтернативных вариантов проектов решения проблемы, учитывая действующее законодательство и строго следуя соответствующим международным обязательствам. С целью более основательного изучения правовых, экологических, социальных и экономических аспектов проекта распоряжением НАН Украины была создана межведомственная комиссия экспертов, в состав которой вошли ведущие специалисты НАН Украины, Минэкоресурсов Украины, Одесской облгосадминистрации и авторы проекта.
А в набат бьют не только ученые из НАН Украины. Ведущие специалисты общественного экологического совета при Госуправлении Минэкологии и природных ресурсов в Одесской области, представители проектных организаций области, научно-исследовательских институтов, общественность Одесщины послали телеграмму в адрес «экологического» комитета Верховной Рады Украины, в которой заявили о недопустимости даже постановки вопроса строительства канала в заповедной зоне и также призвали рассмотреть альтернативные варианты проектов.
ВЫХОД...
Альтернативные варианты строительства глубоководного судоходного пути есть и требуют всестороннего изучения. Руководство Дунайского биосферного резервата и неправительственные организации, которые занимаются проблемами окружающей среды, поддерживают именно один из альтернативных вариантов строительства (Соломоново устье — Жебриянская), который позволит избежать разрушений ценной территории украинской части дельты. И хотя этот проект является почти вдвое более дороже, он потребует меньше средств для его дальнейшего содержания, в отличие от официально предложенного, по которому обеспечение необходимой глубины канала потребовало бы значительных финансовых вложений через огромное содержание намола в Дунае. Кстати, более 160- летний опыт Румынии относительно поиска наиболее эффективного судоходного пути в дельте Дуная показал, что самым лучшим является путь, который минует дельту и выходит на ее материковую часть.
В общем, в международной практике существуют цивилизованные принципы разработки и реализации крупномасштабных хозяйственных проектов. Для примера один из них: учтя фактор существования биосферного резервата Святой Пьер вблизи Монреаля (Канада), судоходные компании по собственной инициативе внедрили ограничение скорости движения для речного транспорта (маршруты проходят неподалеку ядра заповедника) с целью уменьшения негативного влияния волн, образованных движением судов. Подобное мероприятие в значительной степени содействовало улучшению имиджа этих судоходных компаний, улучшению отношений с местным населением и сторонниками защиты окружающей среды.
Очевидно, что ситуация требует публичного и прозрачного обсуждения соответствующих альтернативных вариантов строительства украинского глубоководного судоходного канала, из которых независимая комиссия специалистов должна выбрать оптимальный.
Именно такой позиции придерживается и председатель Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Иван Ризак. Он убежден, что в варианте, представленном Минтранспорта, реализация проекта невозможна, и свои предложения на счет наиболее оптимального варианта строительства должны высказать специалисты из Министерства экологии, Международные общественные организации, представители ЮНЕСКО. Принятие решения не может обойтись без общественной экспертизы. На мнении, что стоит искать компромиссы, а не обострять противостояния, заострял внимание Иван Ризак и во время своей встречи с представителями научной элиты, которая состоялась недавно в Киеве.
Только после широкого обсуждения проблемы, после урегулирования правовых, экономических, социальных, экологических и международных аспектов Кабинет Министров и Верховная Рада смогут принять окончательное решение относительно строительства глубоководного судоходного пути. Вопрос этот будет рассматриваться на Дне правительства в сентябре. Остается надеяться, что победят объективность, компромисс, здравый смысл и, главное, не столько сегодняшняя необходимость экономического роста, сколько завтрашняя возможность жить в нормальной природной среде.
СПРАВКА
Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 г. заповедник включен в сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, а также в состав международного трансграничного румынско-украинского биосферного резервата ЮНЕСКО «Дельта Дуная». Деятельность заповедника регулируется соответствующими международными документами ЮНЕСКО, и Украина взяла на себя обязательства обеспечивать их выполнение. Об этом Президент Украины Леонид Кучма отметил во время встреч с Генеральным директором ЮНЕСКО К. Мацуурою в сентябре и декабре 2000 г.
Выпуск газеты №:
№148, (2002)Section
Панорама «Дня»