Душанбе — Москва: несовпадение интересов
Эксперт: России понадобились услуги Таджикистана? Она должна быть готова платитьВчера российские масс-медиа буквально «взорвала» новость о том, что Таджикистан требует от Москвы 250 млн долл за продление аренды 201-й российской военной базы, которая располагается в Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе. «Таджикистан устроил России военный «восточный базар» — гласит заголовок в одном из материалов. Действительный арендный договор между Душанбе и Москвой истекает через два года — в 2014-м. После этого Россия должна ежегодно платить за базирование своих военных в Таджикистане. По словам представителей Центрального аппарата министерства обороны России, они до сих пор не получили таджикского варианта предложений о продлении аренды базы, поэтому цифру в 250 млн долл нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Бытует и мнение о том, что в передел Средней Азии уже вступили США и Китай, а Душанбе использует влияние третьей стороны для облегчения торга...
«День» обратился к независимому эксперту Рашиду Гани АБДУЛЛО и попросил его прокомментировать, чем вызвана такая смена приоритетов в отношениях между Душанбе и Москвой.
— Смены приоритетов нет. Таджикистан, как и раньше, готов сотрудничать с Россией, — рассказывает г-н АБДУЛЛО. — Таджикистан лишь хочет перевести это сотрудничество на рыночные основы. Во всем мире принято платить за базирование военных в другой стране, пусть даже символическую сумму.
Сейчас Россия не платит Таджикистану. Когда-то эта форма сотрудничества, может, и отвечала реальности. Сегодня ситуация несколько иная. А если с одной стороны отношения переводятся на коммерческие основы, то почему бы и в других сферах им не присутствовать?
— Ранее Душанбе ужесточило условия продления аренды этой же базы. Многие эксперты отмечают, что это происходит на фоне активизации в регионе США и Китая...
— Таджикистан поднял этот вопрос не сегодня. Он заговорил об этом в 2008-2009 гг. — ровно тогда, когда Россия фактически отказалась оказывать содействие Таджикистану в строительстве Рогунской и нескольких других ГЭС. Тогда речь шла о возможном российском кредите на строительство этих электростанций. Затем, оказавшись под давлением Узбекистана, Россия отказалась от этой идеи. Это не первый случай, когда Россия с кем-то договаривается, а потом не выполняет своих обязательств. Можно вспомнить и о срыве Россией поставок зенитных ракетных комплексов С-300 Ирану или о поставке вертолетов в Сирию. Для России считается возможным не выполнять существующие договоренности и контракты в силу тех или иных обстоятельств. Примерно то же самое произошло и с намерениями россиян оказать содействие в энергетических проектах, которые имеют для Таджикистана жизненно важное значение. У Таджикистана нет пока достаточного количества своей нефти, и ему нужно утилизировать свой энергетический потенциал, строить электростанции. Когда под сильным давлением Россия отказалась от участия в этих проектах, в Таджикистане и возникла идея их компенсации: некая сумма, посредством которой страна могла бы самостоятельно профинансировать свои проекты. Вот тогда, на мой взгляд, и появилась сумма в 250 млн долл, которая необходима для реализации средней гидроэнергостанции. Однако мне не очень ясно, почему появление этой суммы визвало столь бурную волну возмущения России. Договоренности должны соблюдаться обеими сторонами, ведь сотрудничество — не односторонняя дорога. Таджикистан и Россия желают работать друг с другом. Однако для этого должны совпадать интересы, а пока этого, к сожалению, не видно. В любом случае, Таджикистан заинтересован в пролонгировании договора по функционированию российской базы, но не на бесплатной основе.
— А примет ли Россия эти условия, или она вообще оставит Таджикистан?
— Сумма — это обычно предмет для торга. Важен сам принцип. Если что-то делается из побуждений неэкономического характера, оно недолговечно и всегда вызывает бурю негативных эмоций с обеих сторон. Те принципы и идеи, которые существовали в Советском союзе, уже давно в истории. Мы же все строим на тех принципах, которые соблюдаются во всем мире. Таджикистан нуждается в услугах — он готов платить. России понадобились услуги Таджикистана? Она должна быть готова платить. Нужно иметь свою цену. Когда она определена и стороны согласились, противоречий уже быть не может.
Выпуск газеты №:
№120, (2012)Section
Панорама «Дня»