Перейти к основному содержанию

«Двадцать пятый кадр» пиратства

Борьба за цивилизованный аудио- и видео рынок может уничтожить отечественного производителя
10 июня, 00:00

  Оживленная торговля компакт-дисками на улицах и рынках наших городов имеет непосредственную связь с международным скандалом, который разгорается вокруг Украины. Компакты с гордой надписью «Made in Ukraine» начали составлять более чем серьезную конкуренцию западным звукозаписывающим фирмам.
В списке Международной федерации фонограммной индустрии (IFPI) более 20 стран, в которых продажа нелегальных «компактов» превысила продажу лицензионных. Финансовые потери всемирных производителей от аудио-, видеопиратства, по американским оценкам, достигли 200 миллионов долларов. С приездом президента Соединенных Штатов эта проблема получила политическое звучание. Защита интеллектуальной собственности стояла в программе визита Клинтона рядом с Чернобыльской атомной.

Обвинения, которые сейчас щедро сыплются на Украину, выставляют наше государство центром европейского пиратства. В частности, речь идет о 5 украинских предприятиях, которые, по утверждению IFPI, на каждый лицензионный компакт выпускают 10 «левых».

Олег Пурик — директор завода «Машел», одного из названных в перечне IFPI предприятий — утверждает, что это искусственно созданная проблема. Она не имеет юридических оснований. Поэтому ей и хотят дать политический статус.

Украинское законодательство, как, кстати, и международное, не возлагает на тиражатора обязанностей по контролю над авторским правом. Более того, в пиратских преступлениях Украины не слышно ни одного конкретного примера. Если есть вор — где- то должен быть и пострадавший.

Исследования экспертов, в частности канала «1+1», действительно показало странную пассивность владельцев авторских прав — не было инициировано ни одного судебного процесса против их нарушителей.

Все знают, что региональные телекомпании демонстрируют пиратские фильмы иногда прямо из уличных лотков. Все слышат в радиоэфире ворованную музыку. Достаточно было бы двух-трех судебных процессов с огромными штрафами, и на подобный риск больше бы никто не осмелился. Примером является попытка компании Buena Vista International с помощью украинской юрфирмы привлечь к гражданско-правовой ответственности несколько региональных телеканалов за незаконный показ фильмов Walt Disney. До суда дело не дошло — телекомпании удовлетворили имущественные претензии правовладельца, не доводя их до судебного рассмотрения.

Этот пример можно назвать уникальным — обворованные компании не присутствуют в Украине, даже в виде делегирования своих прав местным фирмам. Зачем тратить средства на правовую защиту, если легче назвать всю страну пиратами, все запретить и праздновать правовую победу?

Уже упомянутый завод «Машел» работает в Украине более 5 лет. По словам владельца, фамилия которого более чем известна в Украине, никаких связей с Болгарией он не имеет. А именно оттуда, по мнению IFPI, перебазировалось в Украину европейское пиратство. На момент посещения завода автором на нем тиражировался компакт-диск с информационным справочником Киевской госадминистрации. Буквально накануне — песни украинских исполнителей. Закрытие завода, и так уже затерроризированного проверками, будет означать, что эти услуги придется заказывать за границей. Потому что завод — это та же типография, судить которую за нарушения, сделанные «редакцией», во всяком случае странно. Наказывать необходимо заказчика, наказывать материально и уголовно. Но сводить антипиратскую кампанию в Украине к закрытию легальных заводов может только очень заинтересованный экономический конкурент.

И таким конкурентом, безо всякого преувеличения, является главный критик Украины — Международная федерация фонограммной индустрии. Ее учредителями являются фактически 5 мультинациональных корпораций, которым принадлежит 80% всемирного аудиорынка.

Исполнительный директор «Украинского союза пользователей объектами авторских и смежных прав» Юрий Ховхун утверждает, что деятельность IFPI — не что иное, как отрабатывание средств, вложенных в нее транснациональными аудиомонстрами. Именно поэтому более трех тысяч других звукозаписываючих фирм в противовес ей объединились в свой международный союз FIPI. Более того, не будь создана FIPI, которой, кстати, принадлежит 80% авторских прав, то такой музыки, как «фламенко», наверное, уже бы и не существовало. Потому что транснациональными корпорациями признаются только звезды первой величины.

IFPI и в самом деле можно заподозрить в подмене понятий — «борьба с конкурентами» вместо «борьбы с нарушителями авторских прав». В одном из ее проектов, который по неофициальным каналам распространился среди украинских аудиопроизводителей, речь идет о лицензировании даже изготовления оптических носителей без всякой записи. А здесь уже ни о какой интеллектуальной собственности нет речи. По мнению украинских производителей — это реализация «гонконгского варианта» уничтожения целой отрасли промышленности.

Олег Пурик говорит, что постоянное муссирование темы борьбы с пиратством, без разделения на виновных и невиновных, уже вынудило владельцев компании подготовить в России плацдарм для перевозки туда украинских производственных мощностей. Между прочим, самых современных в технологическом плане и выгодных в экономическом. Каждый работающий на заводе приносит украинскому бюджету 10 тысяч гривен в год. Сегодня. Потому что завтра может приносить российскому.

Говорить, что Украина совсем игнорирует конрафактную продукцию, было бы неправдой. Ратифицированы Женевская и Бернская конвенции, закон об авторских и смежных правах. Создана достаточная правовая база для защиты интеллектуальной собственности, и Украина соглашается на дальнейше е ее совершенствование. Но говорить, что эта собственность защищена — также преувеличение. Уличные лотки переполнены. Телерадиоэфир не брезгует ворованным. Компьютеры набиты «ломанными» программами. И тут не помогут милицейские рейды. Хоть последние отчеты силовых структур говорят о разоблачении 29 подпольных цехов, конфискации продукции на 3 млн. грн., 88 уголовных делах за последний год.

Пока частные интересы будут защищать только государственные структуры, результат будет минимальным. А вот внимание к Украине со стороны владельцев авторских прав, например, открытие представительства Американской киноассоциации (МРАА), которую готовы поддержать крупнейшие национальные частные каналы, принесет реальные и быстрые успехи.

Наказать преступника намного легче, чем предупредить преступление. Но это невозможно сделать, если преступники — все. Нужен комплекс мер правового, социального и экономического характера, разработанный конкретно для Украины. Необходима конкретная работа на украинском рынке аудио-видеопродукции. Страх пред нарушением закона необходимо подкрепить желанием и возможностью его выполнять.

КСТАТИ

Точку зрения IFPI корреспонденту «Дня» Николаю СИРУКУ изложил Стефан КРАВЧИК , региональный директор Федерации в странах Центральной и Восточной Европы:

— По нашим оценкам, украинский рынок может потребить 5—10 миллионов лицензионных компакт-дисков. Тем временем в Украине 5 известных IFPI заводов выпускает более 70 миллионов компакт-дисков пиратского происхождения. Поэтому фактически лицензионную продукцию может выпускать один завод.

Правда, в последнее время начали наводить порядок в видео-звукозаписывающей сфере. Это произошло после того, как украинское правительство осознало, что видеопиратство отрицательно влияет на имидж страны. Я доволен деятельностью правительства. Пиратская продукция здесь потихоньку исчезает с улиц. Власти начали расследование деятельности названных заводов, которые будут закрыты. Впрочем, они будут иметь возможность работать, если получат лицензию на выпуск продукции от авторов.

Наша организация, основанная в 1933 году, состоит из 144 участников, которые представляют 70 стран мира и охватывают 80 процентов звукозаписывающих фирм. Она не собирается подавлять украинского производителя, а хочет, чтобы этот рынок в стране функционировал в границах закона.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать