Две родины маленькой Верочки,
или История о «султане» из Казахстана, сыне двух матерей и трех свекровей у одной невестки
До Верочки в этой семье умерли трое детей. Первого мальчика Валя и не доносила, он родился восьмимесячным. Но следующие дети рождались в срок и вроде бы здоровыми, а вскоре, как свечечка, погасали. Врачи говорили, что не подходит климат, Валя лежала с детками в разных больницах и даже научно-исследовательском институте. Не помогало ничего. А тут в их поселке отключили газ — что будешь делать в небольшом городке далеко от Чимкента без газа?
На то время они уже имели неплохой дом со всем хозяйством — приобрели у немецких колонистов, которые выбрались на историческую родину. Все покинули, продали за бесценок, и несколько лет назад вернулись в Майдан — село из пятидесяти хат, затерянных среди полесских лесов и болот, — на историческую родину Вали и матери ее мужа — бабы Марьянки.
Валин муж носит казахское имя — Умербек и украинскую фамилию — Филозоф. Баба Марьянка, как зовут ее в Майдане, является третьей женой казаха Курбана Асамбаева. Причем женой невенчаной, поскольку в официальном браке тот пребывал только с первой — казашкой. Но это не помешало ему иметь женой, кроме Марии, еще и немку Эмму: в одно время эти две жены мирно уживались под одной крышей и также мирно сосуществовали с казашкой, которая проживала со старшим сыном. В семейной летописи «султана» Курбана есть и такой интересный факт: трое его детей рождены в один год, один ребенок (от казашки) в феврале, близняшки (от Марии) в марте.
В Казахстане Мария оказалась в конце 50-х годов, когда вся ее семья завербовалась на освоение целины. В соседнем с Майданом селе — Черске у нее был парень. Он так ее любил, что приезжал в Чимкентскую область забрать любимую домой, даже с ребенком от другого. Был период, когда Мария все-таки бросала сына, но не ради юношеской любви — ездила к родителям. И тогда немка Эмма ухаживала за ним, как за родным ребенком, и кормила грудью. И хотя родная мать вернулась через два недели, Умербек до пяти лет ходил за Эммой больше, чем за Марией, именно ее звал матерью. В поселке, где они жили, Умербека и до сих пор называют «Эмминым сыном».
****
В Майдане у Филозофов родились еще двое деток. И теперь их всего четверо. Старшая Наталья перешла в восьмой класс, общей любимице Верочке будет семь лет, Таяне пошел третий, а 11-месячный Богданчик во время нашего длительного разговора беспечально спал на кровати. Необычное имя у меньшей девочки — от бабушки Эммы, которая теперь живет в Германии.
Когда Эмма вместе с дочерью выезжала на этническую родину, то вместо себя предложила перебраться в село к Курбану Марии: там дом, корова, хозяйство... Мария же длительное время проживала в райцентре, где получила квартиру от дорожной организации: близняшкам наступила пора идти в школу, а в селе русской не было. Однако детей от Курбана рожала...
Во всех этих семейных отношениях и обменах разобраться трудно только на первый взгляд. Дружная семья всегда держалась вместе, не деля детей (все братья-сестры!) и не обращая внимания на штампы в паспортах. И если бы не беда с детками, жили бы сегодня Валя с Умербеком в хорошем доме в казахском райцентре. А если бы не развал Союза и украинская независимость, которая перепутала судьбы многих людей из когда-то единого «советского народа», вероятно, жили бы они уже около Эммы в Германии...
Поскольку в Украине — родной для Вали, и такой же родной для Умербека, который намного больше похож на славянина, чем на азиата, они живут на «птичьих» правах.
****
Сегодня Филозофы проживают в бывшем сельском клубе, в котором когда-то и познакомились на танцах. Умербек приезжал к материным родственникам, а Валя — на выходные из Нововолынска, где училась. Раз постояли, говорит, два, ну, может, четыре раза. Он ее полюбил и, отъезжая в Казахстан, пообещал вскоре приехать и забрать с собой. Она не поверила, и, оказалось, напрасно. Родители не пускали так далеко от дома, да Вале тогда, при едином государстве, все это далеким не казалось никак.
Она и штамп в паспорт о гражданстве Казахстана поставила только потому, что без него, как говорит, не пускали в самолет, когда хотели навестить родных в Украине. Умербек же во время переездов свой паспорт потерял вообще. То, что они — иностранцы, проявилось во время выборов. На должность сельского головы были выдвинуты аж 11 кандидатур — конкуренция, следовательно, не просто жесткая... Кто-то из тех, кто проиграл, ухватился за шанс признать выборы недействительными: кроме Филозофов — граждан Казахстана, голосовали и граждане России, Армении, Узбекистана и Азербайджана. По всему миру разбрасывала жизнь уроженцев Трояновки и окружающих сел, вернув в какой-то момент — по различным причинам — в родные края.
После Казахстана Филозофы год жили на квартире в селе Поворск соседнего Ковельского района, где у Вали сестра. Три года квартировали в Майдане. Со скрипом, но прописали их около родителей — здесь «чернобыльская» зона. А недавно купили помещение бывшего клуба, сделали ремонт, поставили печь — и живут.
После распада колхоза в Трояновке (так же, как в Черске, Майдане и Бережнице — это все один сельский совет) люди оказались брошенными на произвол судьбы. И без работы. Валя работала дояркой, а Умербек — слесарем на ферме. Хозяина-лидера, который бы объединил людей вокруг себя, не сыскалось. Скот и технику раздали на зарплату, а землю еще даже не делили. Валя имеет пай где-то в два с половиной гектара (с пастбищем вместе), но, как все люди в селе, колеблется: и что с той землей делать, даже когда ее отмеряют?! Умербек, потеряв паспорт, пасет теперь коров вместе со старшей дочерью в Поворске (почему мы его и не застали): сутки работает, двое дома. Начисляют вроде и неплохо — до 150 гривен, а на руки платят время от времени по 10—20 гривен.
Чтобы получить новый паспорт, Умербеку нужно ехать в посольство в Киев. Потом всем им отказаться от гражданства казахского — и заплатить за это безумные не только для их семьи деньги.
****
Фактически без украинского гражданства из добровольно-принудительных переселенцев по Трояновскому сельскому совету остались только Филозофы и еще одна семья. Одним удалось воспользоваться упрощенной формой принятия гражданства. Другим посчастливилось, поскольку, например, в Азербайджане не был еще принят закон о приобретении гражданства. В миграционных службах меня проконсультировали, что, в принципе, решается и дело Филозофов: тем более, что Валя — уроженка Украины. Ибо жить на своей земле и все время ощущать себя здесь чужими — и неприятно, и невыгодно.
Но пока эта большая семья надеется на лучшие времена, их материально поддерживает только мама Эмма из Германии, передавая с оказией то тюль для дома, то одежду детям. Получить зарубежный паспорт и самим поехать туда (хотя и зовет!) — сегодня для них неосуществимая мечта.
Выпуск газеты №:
№139, (2000)Section
Панорама «Дня»