Экология... в плакатах
Как дизайнеры-графики видят отношения человека и природыЕще не так давно были популярными лозунги — «Берегите леса!», «Осторожно с огнем в лесу!» и тому подобное. Ныне художники-графики предлагают совсем другой вариант сохранения природы и передают свои идеи через «Decology» — сочетание экологии и дизайна. Для этого 15 лет назад украинские художники начали Международные триенале экологических плакатов «4-й блок». Ныне в коллекции организаторов насчитывается более четырех тысяч экологических изображений. Лучшие из них теперь демонстрируются в «Я Галерее» на выставке «Ecopoint», которая будет продолжаться до 10 августа.
Основной принцип экологического плаката — показать взаимосвязь человека и окружающей среды через графику: отпечатки пальцев на белом фоне, силуэт человека на фоне зеленого леса, голубой шарфик с белыми тучками — как будто ничего сложного, но так кажется только на первый взгляд.
— Большинство работ выставки представляет направление «Ecopoint», а «eco» (точка) воспринимается как начало чего-то нового и в то же время это черная дыра, в которую может провалиться человек, поэтому все работы выполнены в довольно сдержанных тонах: зеленых, серых, бледно-желтых и тому подобное. Однако основная задача графика-дизайнера — донести зрителям определенную экологическую идею, — объясняет президент Международного триенале графики и плаката «4-й блок» Олег Векленко. — Первая триенале состоялась на пятую годовщину Чернобыльской аварии (в 1991 году), поэтому и название соответствующее — «4-й блок». Ныне в триенале принимают участие дизайнеры-графики из более 50 стран мира. С каждым триенале замечаю прогресс художников и в плане идей, и в плане выбора материалов. Так, последние выставки свидетельствуют, что большинство художников изображают человека не как покорителя природы, а как часть одного целого.
Кроме экологических плакатов, на выставке демонстрируются видеопроекты и инсталляции — на ту же тему. По словам господина Векленко, основное требование к ним — ненавязчивость, корректность и сдержанность. По мнению художников, ролики о чистоте окружающей среды и бережливом отношении к ней должны проектироваться не в галереях, а на стенах домов больших городов (такая практика уже давно существует на Западе), ведь это иная грань между художественной графикой и плакатным искусством, которая доказывает человечеству простую истину — наступило время изменить свое отношение к природе.
Пока что Ассоциация «4-й блок» (организатор триенале) — единственное творческое объединение, которое является членом международного института ИКОГРАДА, который объединяет ведущих дизайнеров-графиков со всего мира. Поэтому жюри триенале также особое — ведущие эксперты из пяти мировых континентов, которые выбирают лучшие плакаты в номинациях «Экологический плакат» и «Молодежный экологический проект». Теперь художники-графики готовятся к VII Международному триенале, который стартует 26 апреля в следующем году в Харькове. Но самая заветная мечта украинских графиков — открыть первый в мире музей экологических плакатов. Если учесть, что всего за несколько лет они завоевали международное признание, то, кажется, создание музея для наших художников — также не проблема.