Экспорт страха из России нарастает
Власть продолжает пугать население терактами
То, что российский психологический террор, основанный на реальном военном терроризме, «срикошетит» по Украине, стало понятно сразу после взрыва на Манежной площади в Москве. Но чтобы отечественные средства массовой(!) информации сами нагнетали страсти, запугивая и без того неуравновешенных от сегодняшней жизни украинских граждан, — в это верить не хотелось. Но теперь пришлось. На этой неделе газета «Факты» (ну как не вспомнить многочисленные прогнозы о том, что сегодняшняя власть попытается использовать российский террористический «психоз» в своих, сугубо политических, предвыборных целях) поспешила передать читателям сенсационную информацию: мол, за несколько минут до приезда на Львовщину премьера Валерия Пустовойтенко правоохранители не дали совершиться жуткому террористическому акту.
То есть исключительно благодаря их умелым действиям в вестибюле ресторана «Беркут» не взорвались два артиллерийских 76-миллиметровых снаряда и граната Ф-1 с запалом (сами собой напрашиваются аналогии «террористического акта» из жизни другого — прежнего — премьера). Так вот, как уверил корреспондента «Дня» Николая САВЕЛЬЕВА начальник уголовного розыска Львовской области Петр Глушин, «Факты» действительно «поспешили». Специалист утверждает, что граната Ф-1 оказалась учебной, «боевые» снаряды — всего лишь гильзами от снарядов, а вся эта «террористическая акция» — непонятной выходкой. К тому же, зачем в описанной газетой истории (которую многие аналитики иронично называют органом российских имиджмейкеров) упомянут сам премьер Пустовойтенко, — ни правоохранители, ни львовяне понять не могут — в ресторан «Беркут» Валерий Павлович заезжать не собирался.
Понятно одно — в Украине имеются реальные люди, которые не намерены упускать уникальной (слава Богу, война в России не каждый день) возможности поспекулировать на страхе рядовых граждан. И, может быть, даже таким образом «объяснить» им необходимость введения, например, комендантского часа или — что, безусловно, выгоднее — чрезвычайного положения.
Кстати, на пресс-конференции, состоявшейся на этой неделе в Москве, главный психотерапевт российской столицы Юрий Бойко, говоря о последствиях шокировавших мировую и особенно российскую общественность терактов, заявил: «Прогремел психологический взрыв». По его словам, с того момента, когда произошел первый взрыв на Манежной площади, в государственные психотерапевтические службы обратилось 600 человек, сообщает Lenta.Ru. Специалист отметил, что террор «приносит психическое поражение, у людей нет уверенности в том, что это не повторится. Люди боятся за свои жизни и жизни своих близких, а потому готовы возносить каждого, кто хоть что-нибудь реальное сделает для их безопасности, даже если эта безопасность входит в их прямые обязанности и оплачивается деньгами налогоплательщиков.
Между тем, на киевском заседании руководителей министерств и ведомств с участием первого зампреда СБУ Юрия Землянского говорилось о том, что, политическая дестабилизация в России скорее всего коснется Украины, ведь, по словам Ю.Землянского, границы между Украиной и Россией практически нет. Службой безопасности Украины зафиксированы случаи «подготовки условий для переселения в Украину групп из числа чеченских боевиков». «Есть факты, когда в Одессу приезжают посланцы и выкупают квартиры, снимают их, готовят для переселения групп чеченских боевиков в Украину», — сказал Ю.Землянский. Однако ситуация контролируется. По словам Ю.Землянского, усилия личного состава службы «сосредоточены на выявлении членов террористических и религиозных экстремистских организаций среди иностранцев, которые прибывают или постоянно проживают в Украине». Прежде всего, подчеркнул он, это касается выходцев из стран Ближнего Востока и Кавказского региона. Кроме того, по словам Ю.Землянского, осуществляется «оперативная проработка граждан Украины, принимавших участие в боевых действиях, в том числе в горячих точках, специалистов подрывного дела, экстремистски настроенных лиц и представителей преступного мира». В зоне внимания СБУ экстремистски настроенные лидеры и активисты некоторых центральных и региональных общественно- политических (? — Ред .) структур, в первую очередь, незаконных военизированных формирований. Также под особым контролем находятся объекты и здания аккредитованных в Украине иностранных государств, прежде всего, России. Кстати, после заседания, сообщает Интерфакс-Украина, министр МВД Юрий Кравченко заявил о том, что пограничниками уже задержана почти тысяча человек с «криминальным оттенком», пересекавших границу Украины с взрывоопасными веществами, оружием или взрывчаткой. Кроме того, утверждает Ю.Кравченко, уже изъято 714 кг взрывчатки, 382 единицы огнестрельного оружия, зафиксированы 52 преступные группировки «на этнической основе», 120 человек задержаны и арестованы за «нарушение национального законодательства». Украина делает все, чтобы защитить свой народ от террористических проявлений, заявил министр внутренних дел. Собственно говоря, все выше сказанное является предметом повседневной работы как Службы безопасности, так и Министерства внутренних дел. Однако подробно рассказывается об этом лишь в последнее время...
Тем не менее, среди населения Украины (в отличие от силовых структур) психологические последствия московских и волгодонской трагедий пока не столь сильны. Главным образом они выражаются в соответствующего содержания анонимных звонках в соответствующие органы. Если не считать истории с якобы заминированным железнодорожным вокзалом столицы, почти все — проделки школьников (хотя виновных находят не так уж редко, и тогда подросткам «мало не кажется»). Однако тема возможной опасности подобной психологической «настройки» общества достаточно серьезна. Это подтверждают и специалисты. Как заявил корреспонденту «Дня» Александру МИХЕЛЬСОНУ доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии Национального университета им. Т.Шевченко Николай Корнев, психический террор, вернее, воздействие террора на массовое сознание, можно назвать одним из наиболее страшных видов оружия. Н.Корнев считает затруднительным прогнозировать все последствия применения психического террора в России для украинской общественности, так как «у нас много разных групп населения с разным уровнем развития мышления и умения оценить ситуацию». Поскольку подобные варварские акции рассчитаны не на разум, а на чувства, главное, что простые граждане могут противопоставить психологическому эффекту террора — это спокойствие и трезвую оценку происходящего, несклонность к тем или иным крайностям, утверждает специалист.
Тем временем в переполненных троллейбусах украинских городов, где некогда наиболее нахальные пассажиры «завоевывали жизненное пространство» выкриками типа «осторожно, у меня ведро краски!», скоро, похоже, начнут пугать бомбой в дипломате. Но одно дело — относительно невинные выходки граждан, а другое — действия госвласти, которая вместо того, чтобы «гасить» массовые опасения и сосредоточиться на обеспечении личной безопасности граждан, наоборот — провоцирует «террористическую истерию».
Выпуск газеты №:
№181, (1999)Section
Панорама «Дня»