Энергия улицы
Перейдет ли она в новое качество политики?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041223/4236-1-1.jpg)
Послезавтра — третий тур выборов президента Украины. Очень хочется написать — ...и последний. Хочется, чтобы эти выборы закончились. Чтобы как политики, так и их избиратели разобрали баррикады и вернулись к мирной жизни.
Хочется также, чтобы и те, и другие вернулись из избирательного «боя» уже в новом качестве. Энергия улиц должна переплавиться в новое качество украинской политики, — пожалуй, именно это должно стать главным результатом президентской кампании 2004 года.
В каких общественно-политических условиях предстоит формироваться будущим власти и оппозиции? Какие первоочередные задачи встанут перед победителями и проигравшими? Насколько необратим ускоренный «оранжевой революцией» процесс становления в Украине гражданского общества? Какими должны быть новые профессиональные стандарты отечественного политического класса? Наконец, какого качества власть и оппозицию мы получим после выборов? С этими вопросами «День» в преддверии голосования 26 декабря обратился к своим экспертам.
Какого качества власть и оппозицию мы получим после выборов?
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:
— После 26 декабря мы получим на первом этапе символическую власть. Это связано с тем, что победитель — а здесь шансы выше у Виктора Ющенко — будет вынужден решить триединую задачу. Задача первая — это подтверждение своего желания продолжить линию на консолидацию. Эта линия не может быть ограничена только переговорами среди политического класса. Я считаю, что формат только некоего «круглого стола» или консенсуса политических элит будет сигналом к консервативному подходу. Поскольку сейчас крайне важно сохранить позиции тех социально-экономических групп, которые были активными в ходе преобразований. А это, кроме политического класса, национальный капитал всех уровней, который тоже должен получить при поддержке президента площадку для формулирования своих позиций касательно будущей политики и своего видения взаимоотношений бизнеса и власти, государства и капитала. Должна получить свою площадку и свой голос «общественная палата» — то есть представители общественных организаций, которые, как оказалось, куда более эффективно и динамично развиваются и более выражены сейчас, чем, например, политические партии, утонувшие в революционной пучине и быстро перестраивающиеся. Они не ожидали такой динамичной политической структуризации общества.
Вторая задача — это формирование новой команды в обновленной «партии власти». Я применяю эту метафору сознательно, поскольку речь идет о тех политических силах, которые будут готовы сотрудничать с президентом по всей вертикали. Эта задача непростая, поскольку является ли это большое количество сторонников Ющенко, сторонников революционной команды сторонниками курса, который предложит Ющенко, — это предмет серьезного диалога. Речь идет о формировании и собственного правительства, и нового кадрового состава государственно-корпоративного сектора, и новой бюрократии в системе исполнительной власти. Эта задача осложняется еще и тем, что правительство, которое предстоит формировать Ющенко вместе с парламентом, по всей видимости, будет работать в формате одного политического года.
Третья задача — это формирование новых региональных команд. Она тоже непростая, потому что ее решение будет проходить на фоне подготовки к реформе самоуправления. Значит, речь должна идти не только о формальной лояльности людей, которым будет доверять новый президент, но и о том, чтобы эти команды были перспективными и имели собственную почву в регионах, имели возможность конвертироваться в реформированную систему управления и, соответственно, в новые статусы после появления феномена местных «правительств», укрепления позиций советов, перераспределения системы контроля над государственными региональными программами.
Посему мы будем иметь дело с переходом от символической власти к власти реальной. Я очень надеюсь, что этот переход будет достаточно управляем, и что реальная власть в итоге (думаю, этот процесс будет завершен где-то в середине 2005 года), оформленная и реформированная и в кадровом отношении, и в отношении типов и норм поведения, будет более прозрачной, ориентированной на большую открытость перед обществом.
Что касается оппозиции, то она, в отличие от предыдущих, будет куда более подготовленной к политической борьбе, более консолидированной. Она уже сегодня обладает и медийными, и финансовыми ресурсами, имеет экономическую опору, региональные привязки. Нужно также учитывать, что 2006 год, год парламентских выборов — это, по правилам бокса, бой-реванш. Посему на фоне формирования новой власти и новой солидарной партии власти мы будет иметь дело с самого начала с уже готовой к бою оппозицией, у которой уже есть четкая позиция в отношении экономической политики, региональной политики и новых идеологических символов. Думаю, что в повестке оппозиции будет, конечно же, региональный вопрос, причем в более жесткой форме, нежели та формула, которая будет использоваться Ющенко. Для Ющенко, по всей видимости, на первом месте будет формат самоуправления, для оппозиции — новый регионализм и экономический федерализм, о чем заявил Янукович.
Оппозиции сохранит также значение «русского вопроса». Я сомневаюсь, что новая оппозиция отдаст этот вопрос вновь только левым силам.
Я думаю, что новая оппозиция будет искать поддержки, прежде всего, у крупного, монополистического по типу капитала, который крайне опасается так называемой второй волны либеральных реформ, демонополизации, ужесточения правил игры на внутреннем рынке, и который пока не заинтересован в высокой прозрачности экономики. Поэтому он объективно будет заказчиком консервативных сил, которые будут эксплуатировать тезисы о необходимости еще одного переходного периода, укрепления государственных механизмов регулирования экономики.
С горечью могу сказать, что эти выборы маргинализировали коммунистическое движение. С горечью — потому что как раз сейчас формируется очень хорошая повестка для нового коммунистического движения — цивилизованного, выстроенного, интеллектуального. И меня удивляет беззубость нынешней Компартии. Наверное, это не их время. Наверное, 2005—2006 гг. станут для них годами перестройки: и партийной, и кадровой, и идеологической.
Если же говорить о других левых силах, то, кроме социалистов, я больше не вижу перспективных политических групп, которые могут играть на левом поле. Лидер СПУ Мороз сейчас, по всей видимости, будет выступать в качестве достаточного жесткого политического партнера новой власти.
Ирина РОЖКОВА, глава департамента политической социологии Европейского института интеграции и развития:
— Думаю, мы получим качественно новые и власть, и оппозицию. Потому что изменились условия, как в первом, так и во втором случае. Мне очень нравится у Александра Зиновьева — это философ, которого в свое время выдворили из Советского Союза за диссидентство — одна мысль, которая уже неоднократно подтверждалась: на месте старой разрушенной системы возникает максимально близкая к ней новая. В данном случае мы можем говорить о том, что система власти в Украине существенно подорвана. И наша сегодняшняя оппозиция, если она придет к власти, получит не совсем ту власть, на которую она рассчитывала и которая была еще до «оранжевых» событий. Они столкнутся с проблемами, которые заставят их меняться.
Что же касается оппозиции, то и гипотетическая оппозиция в лице Януковича, и все, кто выпадет из этой системы власти, никогда не пробовали себя в качестве оппозиции, потому это уже будет во всех отношениях новое качество. Плюс — новое сознание граждан. То есть условия для функционирования новых власти и оппозиции качественно меняются. А вот уже насколько каждая из сторон будет адекватна новым вызовам, насколько она сможет сориентироваться и предложить что-то профессиональное, интересное, новое и интеллектуальное, — с любопытством понаблюдаем. Без сомнения, если не изменятся правила парламентских выборов, то весь центр интересов, влияния, борьбы сместится в это пространство. То есть предстоящие парламентские выборы становятся главной ставкой в политическом поле. И это тоже интересно, потому что это коллективная игра.
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:
— Я не думаю, что после 26 декабря нас ожидают какие-то кардинальные изменения. Это будут те же люди, те же политические силы. Просто они будут группироваться, скорее, вокруг руководства Верховной Рады. То есть специфика будет не в качестве, а в расстановке политических сил. Часть народных депутатов выйдут из бывшего пропрезидентского большинства, но не дойдут до «Нашей Украины». Очень модным станет создание центристских фракций, которые будут претендовать одновременно на золотую, серебряную и бронзовую акции. Я надеюсь, что в течение полугода мы услышим о каких- то новых именах, потому что, к сожалению, одной из печальных закономерностей как этой сложной избирательной кампании, так и «оранжевой революции» является то, что они не выдвинули ни новых ораторов, ни новых политиков. Теперь только одна надежда — на то, что новая конфигурация Верховной Рады и новые политические силы потребуют появления новых людей. Если этого не произойдет, придется ждать 2006 года.
Что касается новой оппозиции, то я не думаю, что это будет одна конфигурация. Такое объединение требует мощных лидеров, мощного политического менеджмента, что технологически очень непросто. Поэтому будут две оппозиции — вокруг СДПУ(О) (она будет использовать тему недостаточной демократии новой власти) и вокруг Партии регионов (тема федерализации). А голосовать они все будут в зависимости от экономических интересов. Третьей оппозиции — в лице левых, я думаю, в ближайшее время не будет. Они будут, скорее всего, присоединяться либо к той, либо к другой оппозиции — в зависимости от того, о каком вопросе идет речь. И я думаю, что это будет очень весело и необычно.
Команды Януковича и Ющенко сформировались в условиях того, что у президента оставались колоссальные полномочия и прерогативы. А ныне мы переходим к парламентско-президентской республике, где этого не будет. Иными словами, кто бы ни победил 26 декабря, он не сможет уже принципиально выполнить ни свои программные обязательства, ни обязательства перед своим окружением. Это несколько необычная ситуация. И я не могу найти аналогий в современной политологии Запада или стран третьего мира, — когда игра начинается с одними правилами, а заканчивается с другими.
Константин МАТВИЕНКО, корпорация «Гардарика»:
— Если победителем станет Виктор Ющенко, он будет действовать уже в новых общественно-политических условиях. В первую очередь это касается более высокого уровня прозрачности местной власти по сравнению с тем, который мы сейчас имеем. То есть средства массовой информации и элементы гражданского общества будут иметь на власть большее влияние, и смогут лучше контролировать ее деятельность.
Что касается профессионального уровня той власти, которая может сформироваться после выборов, то здесь, конечно, остается очень много вопросов. Что произошло с принятием закона о политреформе, известного под номером 4180? Стареющий украинский политикум попробовал буквально отгородиться «китайской каменной стеной» от общества. Ситуация очень странная. С одной стороны, мы наблюдаем процессы демократизации и становление элементов гражданского общества, с другой — видим, что именно политики пытаются максимально обезопасить себя от общественных влияний. Что я имею в виду? Закон №4180 предусматривает, что и Верховная Рада, и местные советы будут выбираться на пять лет. Таким образом, влияние общества уменьшается в количественном выражении на двадцать процентов по сравнению с нынешним (поскольку сейчас законодательная власть переизбирается раз в четыре года). Социально-политические изменения будут происходить намного более динамично, чем меняться представительная власть. Мало того, выборы будут проходить в общенациональном избирательном округе сугубо по пропорциональным спискам. То есть, по образному выражению Президента Кучмы, мы получим парламент, так сказать, депутатов с Крещатика. Потому что регионы будут минимально представлены в парламенте, ведь именно партийная бюрократия центрального уровня будет влиять на формирование партийного списка. Поэтому такие встречные процессы не будут содействовать улучшению качества власти.
Но есть и позитивные моменты. Все-таки за это время довольно многие люди сформировали свои требования к власти, уже с точки зрения интересов собственного бизнеса. Поэтому я думаю, что значительное влияние крупных корпораций, заинтересованных в прозрачном ведении своей бизнес-деятельности, будет содействовать улучшению качества власти.
В недавнем голосовании Верховной Рады по внесению в повестку дня вопроса о решении Киевского городского совета о передаче земельных участков в Пуще-Водице не участвовали некоторые депутаты из «Нашей Украины». Следовательно, по-видимому, эти депутаты и получили там земельные участки. Это уже вопрос о моральном качестве власти, которую мы получим после выборов...
Что касается будущей оппозиции, то сейчас все будут стремиться войти все-таки во власть. Соответственно, оппозиция явно будет уступать власти по качеству. Думаю, понадобится еще, по меньшей мере, полгода, чтобы, во-первых, образовалась оппозиция, а во-вторых — чтобы она смогла работать в условиях современного, более открытого общества. На самом деле оппозиции сейчас будет очень трудно предложить обществу какие-то цивилизационные изменения в свете того, что определенное время они будут монополизированы именно властью. То есть власть будет пользоваться на этом первом этапе более высокой поддержкой общества. А поскольку те, кто сейчас будет переходить в оппозицию, просто не готовы к деятельности в условиях открытого общества, не готовы пользоваться только информационными ресурсами (они привыкли к административным, силовым), то им будет на первых порах очень трудно. Думаю, оппозиция будет формироваться из той молодежи, которая ныне вышла на площади и которая будет отрицать именно право старого политикума на активное осуществление им власти.
Выпуск газеты №:
№236, (2004)Section
Панорама «Дня»