...Еще никогда российская демократия не была нам так дорога
Наверное в Украине нашлось немало людей, которые не просто внимательно следили за последними российскими событиями вокруг ареста В. Гусинского, но и задавались вопросом: какой отклик эта ситуация может и должна иметь в Украине? Тем более что, как и месяц назад, во время обыска, произведенного ФСБ и Генеральной прокуратурой России в офисах «Медиа- Моста», украинские телеканалы — в отличие от всех самых мощных и влиятельных западных — уделили этому событию, прямо скажем, не очень заметное внимание. Не говоря уже о том, что и Би-Би-Си (мировая служба), и CNN, и ведущие газеты мира не просто информировали, но и активно комментировали события, практически единодушно высказывая тревогу о положении независимых СМИ в России и подчеркивая политическую подоплеку происходящего. (Параллели с мгновенной официальной реакцией Белого дома не проводим, в политике есть свои интересы, правила, зависимости и условности). Так вот, для меня, украинского журналиста, самым важным оказалось то, что российская элита — политическая, деловая, бизнесовая — уже сразу выдержала «проверку на вшивость», говоря словами В. Шендеровича.
С одной стороны, трудно себе представить, что должно дальше случиться с Россией, чтобы В. Гусинского продолжали и дальше держать под арестом (без предъявления конкретного обвинения!) после столь бурной и мощной реакции виднейших личностей России, вне зависимости от их политических симпатий и личных взаимоотношений с Гусинским и СМИ, входящими в его медиа-холдинг. И не важно в данном случае, чем руководствовались, скажем, Сергей Доренко, пришедший на прямой эфир программы «Глас народа», которая вышла на НТВ буквально через два часа после ареста Гусинского, или Б. Березовский, тоже одним из первых среди российских бизнесменов отрицательно прокомментировавший факт задержания своего главного конкурента. Кстати говоря, если Бориса Березовского можно вполне заподозрить в лицемерии, о чем косвенно говорил в «Гласе народа» Борис Немцов, уверенный в том, что речь не идет о политическом давлении власти на независимые СМИ «Медиа-Моста», а всего лишь — о борьбе одной группировки (Немцов назвал фамилии Березовского, Мамуда, Волошина) против другой. Может идти речь и об элементарной логике самосохранения, в рамках которой невозможно не понимать, что сегодня — Березовский (напомним ситуацию, когда Б. А. не впускали в Россию), завтра — Гусинский, сегодня — Гусинский, завтра — Березовский... Что же касается Сергея Доренко, то, думаю, здесь реакция посложнее, ведь не исключено, что и Сергей Леонидович считает себя демократическим журналистом, говорящим пусть и полу-, но правду, хоть грязно, но...
Главное, что негативная реакция на арест Гусинского даже его недоброжелателей, не говоря уже о десятках заявлений коллег, депутатов разных фракций, Евгения Примакова, губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева и других, не менее, чем явные правовые нарушения при задержании респектабельного бизнесмена, позволяют предположить, что финал у этой акции российских силовиков будет один, и не в их пользу. То есть, российская элита смогла доказать, что она осознала предупреждение еще Фазиля Искандера в его «Кроликах и удавах»: «Ребята, будем бояться — съедят живыми».
С другой стороны, трудно себе представить, что такая реакция властями России не просчитывалась. А значит, либо не рассчитывали на реакцию столь молниеносную и столь мощную, либо эта реакция никого не волновала в принципе. Последнее в сочетании с либеральными шагами Путина в экономике (революционный проект Налогового кодекса и т.д.) явно смахивает на желание следовать примеру чилийской диктатуры времен Пиночета. Тем более, что при этом на руках у Путина есть такой козырь, как законная всенародная избранность, колоссальное к нему доверие народа России и... народная нищета. Расчет тонок: как говорится, взволнует ли кого-то в такой ситуации «слеза либеральной интеллигенции» по каким-то там свободам и правам?.. Зато конкретная проблема с путающейся под ногами какой-то прессой, которая это единодушное народное доверие и одобрение пытается подорвать, может быть решена. Причем, я думаю, и у власти нет никаких иллюзий по поводу того, что Гусинского могут не отпустить из Бутырки. Просто, как сказал один из участников передачи «Глас народа», — надо «напугать» конкретного человека. И дать сигнал конкретному кругу людей: отваливайте отсюда — вам все равно не дадут здесь жить. Не дадут мешать строить великую и богатую Россию.
И вот здесь российская интеллигенция и деловая элита делают единственный, как мне кажется, верный ход, объединившись не только в реакции относительно репрессий против свободной прессы и инакомыслия (мы уже видим, что в России это гораздо меньше в нынешних условиях волнует власть, чем, скажем, даже у нас в Украине). Не только связывая происходящее с репутацией России в мире, с проблематичностью получения в таких условиях для бизнеса западных инвестиций, но и давая понять: мы будем сопротивляться. Мы не будем молчать. Мы будем «будить» народ. Нас — много, в конце концов. Это, мне кажется, самое важное. Как важно и то, что в Госдуме России как раз сейчас формируется мощный правый блок «СПС — Яблоко», готовый активно и гласно отстаивать прежде всего интересы построения правового государства в России. Вице- спикер Госдумы В. Лукин уже заявил о том, что они не будут просто впустую кричать. Депутаты фракций «Яблоко», СПС, «Отечество — вся Россия» намерены инициировать законодательные изменения в России — и в отношении Криминального кодекса, и в отношении деятельности Генпрокуратуры. Изменения, которые максимально могли бы защитить общество и его граждан от подобного беспредела силовых органов. Кстати говоря, именно такие действия либеральной политической элиты могут иметь и достаточно весомую поддержку избирателей, и ведь страсти по «сильной руке» — это одно, а то, что все постсоветские общества натерпелись от силового беспредела, — это тоже факт.
Таким образом, мы видим, что единственным залогом наличия в государстве реального противовеса диктаторским устремлениям власти является грамотная, слаженная, профессиональная, постоянная, никогда непрекращающаяся, противоборствующая сила политиков, журналистов, законодателей, творческой интеллигенции. Это единственная защита от скатывания государства в ситуацию правого беспредела, которая всегда, независимо от временных экономических подъемов (даже), оканчивается для общества крахом. И если сейчас в России гражданское общество сможет стать реальным противовесом государству, если оно сможет вынудить власть осуществлять экономические преобразования параллельно со взращиванием политических свобод и правового государства — то можно надеяться, что и для всех стран СНГ будет открыт путь в цивилизацию, к реальному благополучию простого человека. Если нет... Иногда линия борьбы огромных систем действительно проходит по судьбам конкретных личностей — или, скажем, одного-единственного в России независимого телеканала НТВ... Ведь в пиковых для системы ситуациях всегда все скрещивается на одном кирпичике, который лишь достаточно вынуть...
Я думаю, в Украине пока таких кирпичиков еще много. Но вот будет ли их количество уменьшаться или увеличиваться — это уже тоже зависит от действий самого общества. То есть нас. Так будет ли, кстати, обсуждать наша Верховная Рада поправки в законодательство относительно исков к СМИ? Будем ли мы сами, журналисты Украины, всегда давать объективную и принципиальную оценку как действиям властей в отношении СМИ, так и случаям нарушений журналистами профессиональной этики? Научит ли нас чему-то опыт той же России?
При использовании наших публикаций ссылка на газету обязательна. © День