...Еще одни захотели «победы парламентаризма»
Киргизская оппозиция добилась принятия новой конституции
Оппозиционные партии Кыргызстана празднуют победу — переход на парламентско-президентскую форму правления. Массовые протесты, организованные оппозицией перед зданием правительства, принесли свои плоды. Поздно вечером в среду парламент принял в двух чтениях новую редакцию конституции, серьезно ограничивающую власть президента и дающую большие полномочия законодателям. Вчера утром этот документ подписал президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. После церемонии подписания он заявил, что новая конституция республики является результатом «достижения согласия между всеми ветвями власти и гражданским обществом и станет новым этапом развития нашего государства».
Новая конституция разработана согласительной депутатской комиссией на основе проекта, подготовленного конституционным совещанием летом 2005 года. Также в нее внесены пункты тех вариантов конституций, которые были разработаны оппозицией и президентом. Новый состав парламента Киргизии будет состоять из 90 депутатов, 45 из которых избираются по партийным спискам, 45 — по одномандатным округам. Партия, набравшая большинство голосов, выдвигает свою кандидатуру на должность премьер-министра, который формирует состав правительства и определяет его структуру.
Согласно новой конституции, правительство может быть отправлено в отставку в случае, если парламент выразит ему недоверие, а импичмент главе государства может быть объявлен, если за это проголосует три четверти от состава депутатского корпуса. Парламент теперь также будет назначать глав Национального банка, Счетной палаты, ЦИК, Генпрокуратуры, а освобождать от должности этих руководителей сможет президент. Кроме того, Служба национальной безопасности республики, ранее подчинявшаяся президенту, будет передана в состав правительства. Новая конституция вводится в действие в момент принятия, однако нынешние парламент и президент дорабатывают до окончания срока их конституционных полномочий в 2010 году.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей МИХЕЕВ , заместитель директора фонда «Центр политических технологий»:
— События в Кыргызстане вызваны тем беспорядком, который был запущен полтора года назад. Когда свергали Аскара Акаева, многие силы объединились в антиакаевску оппозицию. Интерес у них был один — убрать Акаева. На следующий день, когда Акаев был устранен от власти, они начали воевать между собой. Конфликт между ними был неизбежен. Эти абсолютно разные группы тут же начали бороться за власть. Ко всему прочему добавилась и группа проакаевской оппозиции: тех людей, которые были отстранены от власти. В итоге в стране не было ни общей киргизской повестки дня, ни какой-то консолидированной киргизской элиты. Рано или поздно, этот конфликт должен был выйти на поверхность, что и произошло в виде конституционной реформы.
Выиграли все те, кому не нравился Бакиев, который по результатам реформы несомненно проигрывает. Интересно то, что Бакиев, по иронии судьбы, пал жертвой тех самых методов реализации политических решений, которые он же запустил полтора года назад. А именно: митинговой демократии, когда людей по малейшему поводу мобилизуют и выводят на улицу и начинают давить и качать права. И тогда власть оказывается перед выбором — то ли применить силу, то ли пойти на уступки. Бакиев точно так потерпел поражение, как одержал победу полтора года назад во время тюльпановой революции.
После принятия новой конституции вряд ли улучшится ситуация в стране. Я уверен, что будут постоянные проблемы с созданием парламентского большинства, постоянное перебегание депутатов из одной фракции в другую. Все время будет кадровая чехарда в правительстве.
Я поддерживаю высказывание бывшего президента Аскара Акаева, который сказал на днях, что «для Кыргыстана, как и других стран СНГ, переживающих переходной период, нужна президентско-парламентская форма правления, пока там не появятся сильные партии». Я лично согласен с ним в том, что в странах, где достаточно плохая экономическая ситуация, где есть серьезная политическая нестабильность, наверное президентско-парламентская форма более удобна, как в минимум, в техническом плане. Потому что иначе война между президентом и парламентом и внутри самого парламента, особенно в условиях Кыргыстана, может вообще парализовать процесс принятия решений. Ничего хорошего не будет, поговорят о реформе и новом формате отношений, а в итоге, я думаю, будет обостряющаяся конкуренция разных групп влияния, кадровая чехарда, а также чехарда внутри самого парламента. И в итоге все будет играть на нестабильность.
Выпуск газеты №:
№195, (2006)Section
Панорама «Дня»