Если и отправят, то не воевать
Украинский батальон будет помогать исключительно гражданскому населениюОднако он признал, что с возможной отправкой батальона существует немало вопросов, которые необходимо решить. Одна из них — неточное понимание решения Совета нацбезопасности. Он подверг критике политиков и журналистов, которые не разобрались в ситуации и оценили ее, исходя из того, что украинский батальон может быть отправлен в Ирак. В результате этого, по его словам, «появилось много спекуляций». Господин Марчук отметил, что украинские военнослужащие будут направлены в регион возможного поражения только для защиты гражданского населения, а не для участия в боевых действиях. Кроме того, батальон будет размещен не на территории Ирака. Секретарь СНБОУ напомнил, что для отправки батальона необходимо сначала получить приглашение от страны, на чьей территории будут размещены украинские военнослужащие, потом должно быть подписано с этим государством соответствующее соглашение, и затем этот документ должна ратифицировать Верховная Рада. Пока что Украина приглашения ни от одной из стран не получила. Кроме того, до сих пор не решенными остаются многие вопросы, связанные с финансированием, правовым статусом батальона. По словам господина Марчука, существуют также проблемы с прививкой украинских военнослужащих. Во-первых, некоторые вакцины очень дорого стоят. Во-вторых, не все прививки можно делать одновременно.
Позицию Евгения Марчука поддержал председатель комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков. По его убеждению, масс-медиа подняли шум вокруг батальона без всяких на то оснований, поскольку окончательного решения по этому вопросу Украина еще не принимала. «Если бы сегодня такое предложение было внесено в парламент, то мы бы его просто не рассматривали. Мы не знаем, куда отправят солдат, с какой целью, на какое время», — подчеркнул депутат. «Украинцы всегда были гуманистами. Когда случается беда у других, то мы приходим на помощь», — отметил он. На вопрос «Дня», рассчитывает ли Киев на финансовую поддержку для отправки батальона, господин Крючков ответил утвердительно. Скорее всего, средства поступят от той страны, которая будет приглашать украинских военнослужащих. Парламентарий сообщил, что сейчас в качестве страны возможной дислокации украинского батальона рассматривается Турция. Он же отметил, что переговоры о приглашении украинских солдат ведут представители Соединенных Штатов. Заместитель государственного секретаря МИД Украины Игорь Харченко между тем отказался комментировать «Дню» как возможность отправки солдат в Турцию, так и то, кто — Украина или США — ведет переговоры.
Положительно оценивают возможную отправку украинского батальона на Западе и, в частности, в НАТО. «Решение Совета нацбезопасности о направлении батальона окажет весьма позитивное влияние на евроатлантическую интеграцию Украины, поскольку оно отражает понимание Киевом безопасности. Это не означает, что Украина будет принимать непосредственное участие в конфликте. Ваше государство признало необходимость его международного решения и готовность помочь людям, если возникнет для того необходимость», — подчеркнул «Дню» советник Генерального секретаря НАТО по вопросам сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы Крис Доннелли. Он отметил, что понимание Альянсом безопасности сейчас значительно отличается от того, которое существовало во времена «холодной войны». В частности, в это понятие включены вопросы защиты границ, борьбы с коррупцией, торговлей людьми, наркоторговлей, терроризмом. Между тем секретарь СНБОУ Евгений Марчук вчера отметил, что Украина «всегда выступала за решение любых споров мирным путем, и решение о батальоне никоим образом не противоречит позиции Киева о мирном урегулировании иракского кризиса».
КСТАТИ
США открыты для более тесного сотрудничества с Украиной, заявил посол США в Украине Карлос Паскуаль, отметив, что решение об отправке батальона в регион Персидского залива не единственный пример конструктивного сотрудничества двух стран. Выступая в эфире «Общественного радио», Паскуаль отметил, что «возможный вклад этого батальона мог бы сыграть весьма позитивную роль в улучшении взаимоотношений наших стран. Но это не является причиной, почему этот вопрос сейчас поднимается». «США будут продолжать такую политику, даже если подразделение не будет использовано в Персидском заливе», — сказал посол.