Если вас «отключили»
Главной неполитической темой минувшей недели в столице стало, пожалуй, начало отопительного сезона. «Как, у вас еще не топят? А у нас уже давно...» Или наоборот: «Зайду к вам погреться, потому что отопление так и не включили». Киевский городской голова Александр Омельченко дал приказ всем согреться еще 14 октября, но у всех не получилось — во многих столичных домах жильцы, трогая батареи и поминая «незлым тихим словом» отопительный сезон, кутаются в одеяла и свитера. Почему так случилось? В департаменте общественных связей «Киевэнерго» «Дню» объяснили, что включение отопления — сложный технологический процесс, и со стороны нас, киевлян, было крайне наивно ожидать тепла к вечеру 14 октября. «По нормативам отопление включается в течение 12 дней, — сообщили в «Киевэнерго». — Есть технологический процесс. В первую очередь включаем больницы и родильные дома, потом — детские сады и школы... На данный момент подключен практически весь жилой комплекс и уже начато отопление административных зданий». В общем, нам остается только мерзнуть и ждать — «Киевэнерго» обещает тепло всем без исключения киевлянам. Даже тем, чьи долги перед этим предприятием исчисляются десятками тысяч гривен.
А вот горячую воду «Киевэнерго» злостным неплательщикам не обещает. Отечественные ученые разработали специальную систему, которая позволяет отключать горячую или холодную воду (а то и доступ к канализации вообще) в отдельно взятых квартирах. При этом «выключателям» даже не нужно заходить в квартиры должников. Имя чуда отечественной техники — «Спрут». «Если мыться должники еще смогут ходить к соседям, то без других удобств не обойдутся никак», — предвкушают возврат долгов в «Киевэнерго». Практика отключения пока что еще не очень распространена. Им занимаются коммунальщики, которые обещают представить точные цифры по уже «обезвоженным» в ближайшие дни. «Приведу пример, — делится сотрудник департамента общественных связей «Киевэнерго» Алексей Демин. — В доме шесть квартир злостных неплательщиков. Приезжает красивая яркая машина, на которой так и написано: «Отключение должников». В течение получаса, пока рабочие переодевались в форму и готовили технику, пять из шести квартир погасили задолженность. Шестой квартире горячую воду отключили». Словом, эффект превосходит все ожидания — платят. Общий долг киевлян перед «Киевэнерго» на сегодня составляет 903 миллиона гривен, из них за тепло — 622 миллиона 700 тысяч.
Бывает и наоборот — человек за горячую воду платит, а мыться приходится холодной. Особенно летом холодной водой из «горячего» крана никого не удивишь. Что делать в такой ситуации? Для начала нужно осознать, что происходит нарушение «Правил оказания населению услуг по водо-, теплообечпечению и водоотведению», утвержденных Кабинетом Министров еще 30 декабря 1997 года. В этих правилах есть подпункт, посвященный показателям предоставления услуг и уменьшению платы за них в случае снижения их качества. Там прописано, что горячая вода должна поставляться бесперебойно (и летом тоже), либо по заранее составленному горадминистрацией графику. Называться горячей может только та вода, температура которой составляет не менее +50 градусов по Цельсию. Если по истечении 15 минут после того, как вы открыли кран, вода не приобретает предусмотренную температуру, то плата за нее полагается следующая: от +45 до +49 градусов — 90% платы; от +40 до +44 градусов — 70% платы. Ежели температура вашей «горячей» воды ниже +40 градусов, вы вовсе не должны за нее платить. Перерывы в подаче горячей воды допускаются не больше, чем 6 часов и не чаще, чем два раза в месяц. За каждый день нарушения норматива плата уменьшается на 3,3% месячной платы.
Существуют и отопительные нормативы. Так, температура воздуха в жилом помещении во время отопительного сезона должна составлять не меньше +18 градусов, в комнатах — +20 градусов. За каждый градус отклонения от нормы в рамках от +18 до +12 градусов плата за отопление уменьшается на 5% платы за период отклонения. При понижении температуры в помещении ниже +5 градусов плата снимается. Перерывы в отоплении допускаются не больше 12 часов в сутки и только один раз в месяц. За каждый день нарушения норматива оплата опять же уменьшается на 3,3% месячной платы.
Это все на бумаге, а так попробуй им доказать, что они не правы, — скажет среднестатистический потребитель. Так и попробуйте. В письменной форме вызовите представителя ЖЭКа и подпишите акт-претензию потребителя. Если представитель исполнителя услуг не явился на встречу или отказался подписать акт, бумага считается действительной в том случае, если ее подписали три жильца того же дома. Исполнитель услуг должен в течениe 50 дней решить вопрос о перерасчете размеров платежей или дать потребителю аргументированный отказ. Контроль выполнения правил возложен на местные управления по защите прав потребителя и заместителей глав местных администраций, которые отвечают за жилищно-коммунальную сферу. Последняя инстанция — суд. Правда, финансовые издержки на судовое разбирательство в таком случае могут превысить денежную сумму, которую пытается получить истец...
Выпуск газеты №:
№194, (2005)Section
Панорама «Дня»