Есть ли перспектива для «прорыва»?

Вчера в Украинском доме прошли общественные слушания по проекту программы деятельности правительства «Украинский прорыв: для людей, а не для политиков».
В актовом зале Украинского дома было не протолкнуться. Мест не хватило не только пишущей братии, но и приглашенным экспертам. Скажем, Игорь Колиушко, глава правления Центра политико-правовых реформ, стоял под стенкой чуть ли не на одной ноге, кому-то повезло больше — удалось разместится на ступеньках. Зал однозначно не вмещал всех участников слушаний.
«Я с вами полтора часа. После обсуждения здесь мы едем к Президенту для рассмотрения программы вместе с его командой», — сообщила Юлия Тимошенко.
Премьер сообщила, что после того как Верховная Рада утвердит программу, при Кабмине будет сформировано 10 специальных советов по всем направлениям работы правительства.
А в том, что программа будет утверждена, Юлия Владимировна не сомневается ни секунды. «Я верю, что мы примем программу, потому что даже маленькое преимущество в парламенте — 227, а в зависимости от голоса Ивана Степановича — 228 (колеблется численность, плюс-минус один голос). Даже это небольшое преимущество в большинстве эту программу примет.
Общественные деятели в свою очередь пообещали всяческую помощь. Надо сказать, их выступления в основном были очень пространными и неконкретными. Хотя, в принципе, этого и следовало ожидать — под телекамерами реальная работа не делается. «День» предлагает в сокращенном варианте, на наш взгляд, самые конструктивные выступления:
Вера НАНИВСКАЯ, президент Национальной академии государственного управления при Президенте Украины:
— Огромной заслугой «оранжевой» команды является то, что она начала и твердо продолжает государственный диалог с обществом. Это значит, что к «оранжевой» команде можно ставить такие строгие требования, о которых и мечтать нельзя было с другими правительствами.
Что делает страну успешной? В прошлом это были две вещи: местоположение и качество правительственных решений. Сегодня мы видим, как Ирландия, Новая Зеландия качеством своих правительств полностью компенсировали очень плохое местоположение.
Украина является абсолютным чемпионом обратного: лучшее из возможных местоположение полностью перекрывается несостоятельными правительствами. Украина ни разу не имела программы правительства, которая не была бы фиговым листочком, дымовой завесой, прикрывающей отсутствие государственного бюджета. Все украинские правительства были воровскими по отношению к общественному добру.
Но украинцы как раз не воры, мы — слепые. Мы не понимаем, что воруем из карманов наших детей. Представьте себе дом, в котором хозяин вместо того чтобы закрепить фундамент в своем доме, чтобы стены не трескались; перекрыть крышу, чтобы не текла; поменять на безопасное все электричество, чтобы не было загорания; поменять трубы канализации и водопровода, которые уже давно текут, — этот горе-хозяин сделал себе в одной комнате евроремонт, купил «Мерседес» и яхту, ездит по страшным ямам на своем смешном дурацком «Мерседесе», ездит лечиться и возит детей учиться туда, где есть нормальные правительства и где есть нормальная система образования, здравоохранения. Этот горе-хозяин себе не доверяет, потому что сам у себя ворует, поэтому деньги вывозит за границу, там строит дороги, гостиницы, школы. Там его предприятия стоят в три раза больше, потому что там удобно и безопасно.
Демонстрирует ли новая программа осознание главной проблемы: наши правительства от Грушевского до самого маленького сельсовета не являются хозяином, управленческая машина тяжело больна, она не в состоянии работать с бюджетом как с ресурсом для выполнения политических обязательств.
Нереформированные остатки советской репрессивной правительственной машины нуждаются в радикальном хирургическом вмешательстве. Есть ли проблемы важнее этой? И что можно планировать с такой болезнью?
Программа «Украинский прорыв» не станет правительственным инструментом действия, поскольку продолжает украинскую советскую традицию выписывать призывы и бесконечные перечни задач, которые просто невозможно все выполнить. Из бесконечных перечней обязательств и задач невозможно понять, что именно должно быть сделано, чтобы призывы были воплощены в жизнь. Программа напоминает советскую передовицу «Правды» и «Известий» к Первому Мая.
Непонятно, каким образом правительство собирается формировать политическую волю всех ветвей власти в борьбе с коррупцией? Принуждением? Или магией? Не бывает политической воли без точного видения результата и способа его достижения. Именно этого программа не содержит.
— Как будет усиливаться уголовная ответственность за взяточничество, если ее вообще не существует в нашем законодательстве. Зачем писать пустые слова, когда уже давно все сказали и написали о конкретных необходимых шагах. Когда все понимают, почему решения не принимались, продолжать писать в программе «усилить ответственность» может означать только отсутствие намерения что-либо менять.
Что значит «пересмотр» платных услуг, предоставляемых органами государственной власти? Может, в сторону их увеличения или совершенствования? Понятно, что это может означать только отсутствие намерения ликвидировать бизнес- услуги в правительстве.
Почему вместо конкретного обязательства публикации информации о всех правительственных доходах и расходах читаем в программе об обеспечении обнародования информации об использованных средствах государственного и местного бюджетов? Потому что нет такого намерения.
Зачем сегодня говорить о введении аукционов по продаже государственного имущества и открытых тендеров во время государственных закупок. Почему «введение»? Разве такое решение не принималось? Что и почему не работает с тендерами и аукционами? Разве мы этого не знаем? Так почему правительство делает вид, что не знает, что творится в стране?
И бесконечные «усиления», «усовершенствования», «повышения»...
В программе читаем, что правительство обязывается проводить решительную борьбу с коррупцией через отделение бизнеса от власти и внесение и разработку законов. Важно, чтобы эта решительная борьба не превратилась в советскую героическую битву за урожай. На самом деле невозможно отделить бизнес от власти, вспомните, чем занимаются иностранные посольства в Украине, если не лоббируют интересы своих бизнесов? Зато вполне возможно и крайне необходимо жестко регламентировать отношения бизнеса и власти. Программа ни слова не говорит о необходимости легитимизации и регламентирования лоббирования. Неограниченное правилами лоббирование, отсутствие красных линий, за которые нельзя заходить, неминуемо коррумпируют государственную службу.
В «Украинском прорыве» не определены точки прорыва. Вместо этого мы имеем энциклопедию призывов, обязательств, неконкретизированных задач и даже отдельных точных конкретных задач, которые безнадежно потеряются в океане лишних слов.
Игорь КОЛИУШКО, председатель правления Центра политико-правовых реформ:
— Я бы хотел остановиться на нескольких тезисах. Сегодня мы обсуждаем этот чрезвычайно важный документ. Обсуждаем в довольно экстремальной ситуации. И, конечно, я понимаю вашу ситуацию — доработать этот документ до того вида, чтобы он удовлетворял всех, просто невозможно. И это также должно быть для нас еще одним уроком. Что касается непосредственно документа о программе деятельности Кабинета Министров.
Первый тезис, он написан так, что мне как специалисту очень трудно сказать: реализация этого документа приведет к позитивным изменениям или не приведет к позитивным изменениям. Здесь есть довольно эклектический набор целей, задач и лозунгов. Но их можно по-разному реализовать. Можно реализовать так, что будет польза, а можно реализовать так, что будет вред. От последовательности реализации реформ, от взаимосвязи реформ зависит конечный результат. И этой логики во многих моментах я не вижу.
Второе замечание — касательно методологии. Создается впечатление, что каждое правительство у нас начинает жизнь с чистого листа. Здесь нет ссылки на ни одну концепцию, утвержденную Президентом или Кабинетом Министров. Концепции, которые нарабатывались годами в разных отраслях. А они должны быть основой государственной политики, и правительство должно их реализовать. Но ссылок на эти документы в тексте нет.
Поэтому, мне кажется, было бы намного конструктивнее, если бы программа правительства опирались на то, что уже наработано вашими предшественниками. И чтобы вы четко указали, что вы хотите улучшить, изменить, а что планируете реализовать.
Еще раз хочу отметить, в целом документ производит очень хорошее впечатление. Трудно предъявить претензии к каждому конкретному предложению, но когда читаешь в комплексе, то становится понятно, что не прописаны механизмы, как это будет реализовано.
Во второй части своего выступления я хотел сказать о важнейших реформах, которые, на мой взгляд, являются предпосылкой «Украинского прорыва». Это административная реформа и судебная. Если мы не реализуем эти реформы, то постоянно будем крутиться на одном месте. И ваши преемники снова начнут все сначала.
Что требуется в административной реформе? Во-первых, определить как основную задачу разграничение функций политики и администрирования в исполнительной власти. Вот последний пример. Я вчера слушал по телевидению выступление, как я понимаю, советника министра внутренних дел, народного депутата Геннадия Москаля. Он декларировал абсолютно правильные с точки зрения европейских традиций вещи — чем должно заниматься МВД. Его сфера, действительно, во всех странах значительно шире. Но ни в одной европейской стране министр не называет себя милиционером. Он является политиком. И он отвечает исключительно за политику реализации всех этих сфер. А каждый орган, то ли полиция, то ли пограничная служба, организует самостоятельные административные единицы, которые реализуют свои полномочия. А министру помогает аппарат, возглавляемый государственным секретарем. Отсутствие такой внутренней организации министерства приводит к тому, что внедрение этих идей, озвученных Геннадием Москалем, даст больше вреда, чем пользы. Хотя в целом они направлены в абсолютно правильное русло.
Что касается судебной реформы. Она много лет обсуждалась и готовилась. Главная ее задача — это создать прозрачный механизм попадания на судейские должности. Только потом можно переходить к усилению дисциплинарной ответственности.
Такие примеры можно было бы приводить и приводить. Но если мы будем иметь возможность продолжить наше общение не только в открытом режиме, перед камерами, но и в рабочем порядке, с теми, кто готовит эти документы, то, думаю, наше государство имеет шанс.
КСТАТИ
Президент откорректировал План Тимошенко
Вчера руководитель Секретариата Президента Украины Виктор Балога по поручению главы государства направил в Кабинет Министров президентские предложения к проекту программы деятельности правительства.
По словам Балоги, предложения Президента, прежде всего, касаются социальных составляющих правительственной программы.
Глава государства обратил внимание Кабинета Министров, что в разработанном проекте совсем не отображен такой общественно значимый вопрос, как ликвидация задолженности по заработной плате и предотвращение новых долгов на предприятиях всех форм собственности. Тщательным образом не проработаны мероприятия по улучшению охраны и безопасности труда на производстве. В частности, рекомендуется внедрить механизм экономической заинтересованности владельца предприятия в создании безопасных условий труда, в том числе через возмещение им всех средств, которые государство тратит на ликвидацию последствий техногенных аварий. Должен быть сокращен на два года (с 2010 на 2008 год) конечный срок подключения всех общеобразовательных учебных заведений к высокоскоростному интернету.
Президент также скорректировал предложенные правительством мероприятия по обеспечению радиационной безопасности в зоне отчуждения. Нужно построить накрытие (конфайнмент) над разрушенным блоком Чернобыльской АЭС, построить объекты инфраструктуры для выведения станции из эксплуатации и превращения объекта «Укрытия» в экологически безопасную систему, разработать и добиться принятия Верховной Радой общегосударственной программы обращения с радиоактивными отходами.
«На сегодняшний день у правительства есть все возможности не только для разработки программы своей деятельности, но и для ее воплощения. Кабинет Министров, опираясь на поддержку Президента и парламентского большинства, имеет достаточный ресурс и инструментарий для того, чтобы создать прецедент полного выполнения взятых обязательств перед обществом и страной», — отметил Балога.