Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Это — составная часть европейской истории свободы

05 ноября, 00:00

Падение стены 20 лет тому назад является для меня одним из самых прекрасных и важных событий ХХ столетия. С одной стороны, оно внесло давно назревшую поправку в одно из ужасающих политических заблуждений, с которым связано много человеческих трагедий. Но, вместе с тем, падение стены служит символом гражданского мужества и жизненной потребности людей в праве, свободе и демократии. Ибо то, что восточные немцы с большим мужеством и с готовностью к личным жертвам совершили в 1989 году — и не в одном Берлине — и что стало предпосылкой объединения Германии, было мирной революцией не только ради объединения, но и во имя права и свободы. И это была революция, выступавшая за право принимать участие в принятии решений. «Народ — это мы!» — скандировали люди, вышедшие на демонстрации осенью 1989 года во многих городах ГДР, — кстати, это произошло еще до выдвижения лозунга: «Мы — один народ!», которым они выразили и свою волю к объединению.

У меня нет никаких сомнений в том, что история объединения Германии — это история успеха. После мирной революции на востоке Германии и восстановления германского единства, произошедшего 3 октября 1990 года, последовали невероятные усилия граждан в обеих частях Германии, направленные на экономическое строительство. Нигде и никогда ранее одна часть страны не оказывала такую поддержку другой части. При этом вовсе не означает, что, признавая это как успех, мы остаемся слепы по отношению к тем проблемам, которые нам все еще приходится преодолевать и по истечении двадцати лет. Хотя следовало бы — как в Германии, так вероятно и в других странах — уяснить себе, что эти проблемы являются главным образом наследием коммунистической бесхозяйственности, а не последствием устранения диктатуры.

Неоспоримо то, что устранив диктатуру ГДР, революция 1989 года достигла неоценимого прогресса: воплощения права человека на свободу. Такой баланс не допускает постановки вопроса об окупаемости сделанных затрат. Ввиду этого память о революции 1989 года может и должна укрепить сознание ценности свободы. Это свобода, которая прежде всего и в первую очередь подразумевает личную свободу действовать и принимать решения, свобода как шанс самому брать в свои руки жизнь и устраивать ее по своему усмотрению и на свою ответственность. Свобода и государственный правовой порядок западногерманской демократии излучали такую привлекательность, что тысячи людей готовы были в часы разделения ставить на карту свою жизнь ради преодоления смертельной границы. Бегство тысяч людей после разделения Германии — всего сбежало более 2,5 млн. человек — привело в 1961 году к строительству стену, а из-за бегства тысяч людей в 1989 году пришлось вновь открыть эту стену.

Мирная революция, приведшая к падению стены — не изолированное событие, она является частью европейской истории свободы и объединения ХХ столетия. В этой связи нельзя не вспомнить о Пражской весне и польском движении «Солидарность». Следует назвать Венгрию, пробившую первую брешь в Берлинской стене после принятия двадцать лет тому назад суверенного решения об открытии границы в сторону Австрии, что повлекло за собой цепь событий, завершившихся в конце концов мирным и свободным объединением немцев. Не следует также забывать правозащитное движение за свободу в Украине, а именно Украинскую Хельсинкскую группу. Ее борьба за демократию и права человека была жестоко подавлена в 1970-е годы.

Сегодня у нас есть возможность сформировать общее понимание истории протеста на Востоке и на Западе, понимание, расценивающее этот день как день памяти о составной части европейской истории свободы и объединения ХХ столетия. Падение Берлинской стены, произошедшее два десятилетия тому назад, было в этой истории не началом, а результатом развития, начавшегося за много лет до этого. Мужественные мужчины и женщины продвигали его вперед не только в Германии, но и почти повсюду в Центральной и Восточной Европе. Благодаря их общему вкладу право и свобода смогли одержать победу над произволом и подавлением.

Благодаря падению Берлинской стены был преодолен не только раскол Германии; после развала Советского Союза и крушения коммунистической системы закончился и раскол европейского континента. С самого начала, как только восточные соседи, включая Украину, стали стремиться к интеграции в европейские структуры и к демократической и рыночной экономической трансформации, Германия стала оказывать им поддержку. Между Украиной и Германией существуют прекрасные экономические отношения, осуществляется оживленный культурный обмен. Почти 4 тыс. украинцев обучаются в университетах в Германии. Что же касается Европейского Союза, Украина является одним из важнейших адресатов Европейской политики соседства в Центральной и Восточной Европе, в рамках которой сотрудничество достигает большого прогресса.

В этом году немцы отмечают не только 20-летнюю годовщину падения стены, но и произошедшее 60 лет тому назад основание Федеративной Республики Германии. Первым канцлером еще молодого государства был Конрад Аденауэр. Еще в 1954 году он констатировал: «Объединение Европы было мечтой немногих. Оно стало надеждой для многих. Сегодня оно является необходимостью для нас всех». Я рад, что сегодня это имеет все большее отношение и к странам Центральной и Восточной Европы, и, разумеется, не в последнюю очередь — к Украине!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать