Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Евгений КАРАСЬ: За полгода-год мы можем потерять всю культурную инфраструктуру

02 июля, 20:01
АНДРЕЕВСКИЙ СПУСК В КИЕВЕ: НИ ПРИЗЫВЫ К ВЛАСТИ, НИ К ОБЩЕСТВЕННОСТИ ХУДОЖНИКАМ НЕ ПОМОГЛИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АТЕЛЬЕ «КАРАСЬ»

Никто так не любит искусство, как не любят его наши чиновники. И это они доказывают при каждом удобном случае. Объектом их «любви» нынче стал Андреевский спуск в Киеве. Все художники, годами работающие здесь в своих мастерских, бьют в набат: рейдеры серьезно взялись за их помещения и силой пытаются выселить оттуда художников. Пример недавнего силового захвата одного из помещений — благотворительный фонд «Ассоциация деятелей современного искусства Украины» и хранилище галереи «Ателье-Карась» по адресу Андреевский спуск, 22а, в которых находятся картины ведущих художников Украины, материалы для мастер-классов. О детективных деталях события, юридической казуистике и сопротивлении творческих кругов рейдерству в искусстве рассказал «Дню» руководитель галереи «Ателье-Карась» и председатель правления Ассоциации Евгений КАРАСЬ.

— Пан Евгений, когда начались рейдерские атаки на вас?

— С прошлого года происходил процесс подковерной продажи помещений, в которых находятся культурные организации, а сейчас мы пожинаем реальные плоды, когда к нам пришел рейдер в лице Ивана Львовича Радика, якобы возглавляющего организацию, которая заботится об инвалидах, и сказал, что наше помещение больше нам не принадлежит.

— Как вас выгнали из помещения?

— Заданием рейдеров было каким-то образом попасть в помещение и его занять. Сначала в одну ночь наш рейдер поменял замки в помещении. Мы же, чтобы сберечь творческие работы, заварили двери. Но они, чтобы ворваться в помещение, 2—3 раза в сутки (или рано утром, или ночью) делали набеги с инструментами типа ломика. Нашим заданием было своевременно получать информацию о набеге. Для этого мы специально дежурили, чтобы вовремя вызывать юристов, которые с нами работают, и милицию и, таким образом, остановить взлом помещения. Все эти набеги происходили с охранниками рейдеров.

— А у вас была охрана?

— Сначала — нет, но потом мы наняли людей, хотя они и не были профессиональными охранниками. Поэтому в ночь с 26 на 27 июня в помещение Ассоциации деятелей современного искусства Украины и хранилища арт-галереи «Ателье-Карась» заскочило около 20 боевиков. Они ломами, дубинками и молотами разбили окна и двери, кувалдами выбили бронированные двери и заняли помещение. И это при том, что милиция, которая приехала по нашему вызову, ничего не делала! Единственное, о чем мы договорились — что они не будут касаться наших картин и мы их сможем вынести на этой неделе. Я акцентирую внимание: если бы у них были законные основания, они бы это сделали с судебным исполнителем.

— Почему вы оказались юридически незащищенными перед рейдерами?

— У нас есть судебное постановление Хозяйственного суда Киева о том, что наша ассоциация может беспрепятственно пользоваться помещением. Но наши оппоненты рейдеры сделали решение одного харьковского суда при какой-то бирже и теперь будут судиться сами с собой...

— Как?

— Они сделали договор аренды, и договор субарендатора (договоры утверждены Подольской райгосадминистрацией), который якобы также арендует наши помещения. И теперь субарендатор судится со своим арендатором для того, чтобы получить решение суда по выселению — судится в Харькове. Это — типичная юридическая казуистика, в которой тяжело разобраться, ведь рейдеры отличаются от бандитов тем, что все делают с согласия местной власти и как будто юридически правильно. Ясное дело — все это делается вместе с районной властью, а точнее, ее главой Евгением Романенко, который содействует этим схемам. Так вот: они между собой посудились и теперь как будто имеют равноправные с нами права на аренду помещения...

— Кого конкретно вы имеете в виду, говоря «они»?

— Как правило, рейдеры — это наемные юристы-«вышибалы». Непосредственно нами занимается юрист, который закончил Харьковскую юридическую академию — пан Радик.

— Вы знаете, на кого он работает?

— Я еще не знаю, хотя на Андреевском спуске появлялся «хозяин» на красном кабриолете без номеров, который сказал, что половина спуска — его, и здесь не будет никаких художников. А что это за человек, следует спросить у местной власти.

— А вы сами встречались с представителями Подольской районной власти?

— Еще раньше мы предлагали районной власти сделать организацию «Арт-Подол» — центр современного искусства из двух домов. Имею в виду помещение, где размещена наша галерея с Ассоциацией и хранилищем, Центр современного искусства «Сови-Арт» (он находится в таком же положении, как и мы) и Ассоциацию арт-галерей Украины. Мы хотели сделать арт-центр с мастерскими, выставочными залами, библиотекой. Но очевидно, власть ныне идет на то, чтобы максимально быстро набить себе карман, а потом спрятаться. По- видимому, им и потом не будет стыдно смотреть нам в глаза, потому что я не вижу ныне в государстве ни одного кризиса — ни политического, ни экономического, ни юридического — только моральный. Сейчас же поговорить с Евгением Романенко не удается — он постоянно прячется...

— Какая ситуация сложилась у ваших коллег?

— Я могу часами перечислять, кого из художников сейчас собираются выбросить на улицу. Это касается галерей «Ра», «Курінь», Центра театрального искусства им. Леся Курбаса, мастерской Ольги Петровой, Петра Гончара, Нины Денисовой, Петра и Николая Малышко и т. д. В таком состоянии ныне оказались практически все мастерские и культурные заведения. Более того: я могу сказать, что если им кажется, что они не оказались в таком состоянии, то это временно. Потому что им придет такая же бумага от местной власти, что вы проиграли конкурс, просим освободить помещение — оно передано другому арендатору. Имею в виду, что в прошлом году в государственном бюджете в одной из статей закрепили норму, которая полностью нивелирует защиту культуры. Речь идет о том, что все арендаторы, включительно с культурно-творческими, должны проходить общий конкурс. Таким образом культуру выбросили на рынок и столкнули с коммерческими структурами. Ясное дело, что если творческая мастерская или культурная организация, которая платит 3—5 долларов за квадратный метр в месяц, никогда в жизни не сможет конкурировать с коммерческой структурой, которая может платить 40—50, а то и 150 долларов за квадратный метр в месяц. Таким образом, культура проигрывает конкуренцию. Я убежден, что в ближайшие полгода подобными действиями наша культура может быть похоронена. Все эти «священные коровы» — творческие мастерские, творческие ассоциации и фонды, музеи, центры современного искусства уже стали незащищенным лакомым кусочком, на который набросились шакалы в виде рейдеров в спайке с властью. Это делается по всей Украине, поэтому за полгода-год мы можем потерять всю культурную инфраструктуру...

Раньше культура у нас была под законодательной защитой. Если помещение арендовала культурная организация, то после нее там могла быть тоже только культурная организация. Если художественная мастерская, то после нее в помещении могла размещаться тоже только мастерская. Мы имели фиксированную оплату на такие помещения. Но мы столкнулись с тем, что нам позволили сделать аренду на год. В таком случае ни один художник, ни одна культурная организация не может делать долгосрочные планы, не может его оборудовать, вкладывать средства...

— Какой выход вы видите из такой ситуации?

— Общество, творческие люди и те, кто в курсе проблемы, — в шоковом состоянии от этого цинизма. Далее нам отступать некуда. Нам очень важно сделать Акцию сопротивления, потому что власть никак не реагирует: сколько было писем Президенту, премьеру, гуманитарному вице-премьеру, мэру Киева, различным властным подразделениям и партиям! Ничего не помогает... Киевляне должны взять все в свои руки и общественными действиями защитить свой город от цинизма, ограбления и морали, которая нынче наступает. Сейчас мы ощущаем активную поддержку различных людей — они готовы выступить с такими акциями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать