Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Евроэгоизм?

17 февраля, 19:30
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

«Мы — не сосед Европы, мы сосед ЕС, и для того, чтобы перейти политику соседства, нам нужно иметь эгоистическую политику продвижения на Запад», — заявил на днях Президент Украины Виктор Ющенко. Ответственным «за эгоизм» в украинском правительстве является Олег Рыбачук — вице-премьер по европейской интеграции. Его задача на ближайшее время — добиться статуса страны с рыночной экономикой, вступления во Всемирную торговую организацию, начать переговоры об упрощении визового режима с Евросоюзом. По словам Президента, после выполнения трехлетнего Плана действий Украина ожидает начала переговоров о членстве в ЕС. Сам План будет официально утвержден 21 февраля в Брюсселе, украинскую делегацию на заседании Совета по сотрудничеству будет возглавлять Олег Рыбачук. 22 февраля в Брюссель вылетит Виктор Ющенко, — он примет участие в заседании Комиссии Украина — НАТО, а на следующий день выступит перед депутатами Европарламента. Накануне вице-премьер по европейской интеграции изложил «Дню» свое энергичное видение внутренних преобразований и внешней политики Украины.

«БЕЗ ГИПСА»

— Насколько полно План действий Украина — ЕС, который будет утверждаться в Брюсселе 21 февраля, соответствует украинским интересам? Много сказано о том, что в новых предложениях от Хавьера Соланы и Бениты Ферреро- Вальднер нет ничего нового. Что предлагает украинская сторона?

— Это может показаться циничным, но нужно знать правила игры, которые говорят, что юридически в этом документе мы не можем переставить ни одной запятой. Мы можем сказать, что этот документ нас не устраивает, и начать переговоры о новом. На это уйдет год, а то и больше. Либо же мы подписываем план и говорим, что уже выполнили его половину, а с другой легко управимся. Я сторонник второго подхода. Слабость этого документа, который готовился при прежней власти, в том, что он очень общий. Впрочем, такие слова, как демократия и верховенство закона — первыми упомянутые в Копенгагенских критериях — звучат очень просто. Но специалисты вам расскажут, что тут работы — на годы. Нам недостаточно просто формально создать какие-то институции. Важно провести демократические парламентские выборы. Нужно доказать, что мы не только подготовим законодательство, соответствующее требованиям ЕС, а главное — будем его использовать.

— Когда все-таки целесообразно подавать заявку на членство в ЕС?

— Нужно хотя бы полгода проработать, чтобы наша позиция была сильнее, чем она есть сегодня. Сейчас мы сильны демократической революцией, состоявшейся в Украине. Теперь новая власть должна показать, что мы уже за полгода сможем говорить о достижениях в своей работе.

— Советник польского президента Квасьневского Станислав Чосек в интервью «Дню» предупреждал, что настоящие проблемы начнутся, когда ЕС скажет Украине «да». Как вы будете бороться с весьма вероятным сопротивлением евроинтеграции со стороны наших аграриев, банков, компаний, которые не готовы к конкуренции на европейских рынках?

— Я с первых дней независимости Украины работал в банковском секторе, и только и слышу о том, что банки не готовы. Они никогда не будут готовы. Человек бросает курить, когда точно знает, что умрет. Банки не будут готовы, пока не ощутят конкуренции. Но мы должны говорить не о том, что выгодно разным банкам, предприятиям или даже власти. Мы должны исходить из того, что интересует украинцев. Они хотят жить по европейским моделям, их устраивает уровень жизни по ту сторону западной границы, демократические ценности, суд, независимость прессы, уровень социальной защиты? Я уверен, что 90% скажут «да». Конечно, общество разделилось на разные группы. Например, в Польше определенная часть бизнеса недовольна членством страны в ЕС. Но в целом я не слышал ни от поляков, ни от чехов, ни от литовцев, что после вступления в Евросоюз их жизнь ухудшилась.

Действительно, будет определенный период, когда нужно будет выходить на болезненные системные решения. Человек, который болеет, делает необходимое для выздоровления, хотя это может быть неприятно, больно и боязно. Сложно ведь разрабатывать поломанную ногу? А мы в гипсе прожили 70 лет. Мы неконкурентоспособны, нам больно ступать, у нас искаженная система нерыночных мотиваций. Но другого пути у нас просто нет. И нам нужно будет это объяснять людям.

Нам не нужно сейчас ставить вопрос о том, хотят или не хотят нас видеть в Евросоюзе. Мы должны ставить вопрос: способны ли мы присоединиться к нему? Способны ли достичь европейских стандартов? Тогда это сделает нашу страну конкурентоспособной, а жизнь украинцев проще. Если наши дипломы признаются в Европе, если наши эксперты там работают, если упрощены деловые контакты, уменьшены барьеры для торговли, — это все будет шагами навстречу. Вопрос евроинтеграции касается всех аспектов жизни страны. Нам нужны информационные центры, консультативные услуги специалистов по ЕС.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

— Вскоре ожидается опубликование указа о создании Комитета евроинтеграции. Как вы собираетесь избегать нездоровой конкуренции с МИД, Минэкономики, Секретариатом Президента, Советом нацбезопасности?

— Мы не можем снова быть контрпродуктивными. Было бы очень просто провести указ через администрацию Президента, формально создать структуру, и заявить, что она будет главной. (Между прочим, возможно, Комитет будет создан не указом Президента, а решением Кабинета Министров). Для меня приоритет — это механизмы взаимодействия, принятия решений. Недостаточно сузить евроинтеграцию в формате правительства: очень важно иметь проевропейскую поддержку в Верховной Раде. Многие действующие законы и постановления вызывают вопросы по поводу целесообразности и совместимости с евроинтеграцией, нужно принимать соответствующие законы, а сейчас, на организационном этапе — хотя бы не принимать контрпродуктивных! Совет нацбезопасности — тоже интересный инструмент, там есть опытные специалисты, как и в секретариате Президента. На самом деле у нас не так много людей, которые могут называть себя профессионалами в деле евроинтеграции. Поэтому я хочу учесть все идеи — правительственные и неправительственные. Мы планируем организовать «круглый стол» для широкого обсуждения доктрины евроинтеграции. Я консультировался с Александром Чалым — большим авторитетом в этой области, Сергеем Головатым — специалистом по законодательству, обратился к самым влиятельным неправительственным организациям, которые занимаются этой проблематикой, провел встречи с иностранными партнерами. Я хочу выстроить стратегию евроинтеграции, которая бы имела поддержку не только министерств и чиновников, но и общества. Иначе будет хаотичное движение, будем бросаться от одной проблемы к другой, как это было раньше.

Когда создают одну формально ответственную структуру, то все горячо «за», но никто ничего не делает. Моя задача — чтобы в каждом министерстве был соответствующий эффективный департамент. Чтобы это была четкая сеть с отлаженным взаимодействием. Думаю, мы уже прошли две трети пути к ее созданию.

ОСТОРОЖНО — НАТО?

— Для стран Балтии и Восточной Европы ступенькой к ЕС стало присоединение к НАТО. Украина будет искать другой путь? Перспектива членства в Альянсе для нашей страны признана более реальной, чем в ЕС, но пока что власть молчит.

— В этом вопросе намного компетентнее меня министр иностранных дел Борис Тарасюк, который уже давал соответствующие комментарии. Механизм евроатлантической интеграции может сочетаться с европейской, а может и нет. Пока что я не ощутил позицию ЕС по этому вопросу. То, что будет дальше после Плана действий Украина — НАТО, является предметом консультаций министерства Тарасюка.

О том, что такое НАТО, на самом деле знает 2% украинцев. Это просто мизерное количество! Люди не знают, как изменились функции НАТО, что сейчас это в первую очередь демократический механизм, что это не «полицейская дубинка в руках мирового жандарма». То, как эти стереотипы использовались во время последней президентской кампании, свидетельствует, что украинцы не имеют объективной информации.

Но как почувствовали себя украинцы, когда случился кризис вокруг Тузлы? Мы не являемся членом коллективной безопасности, мы никому не нужны! И это даже напугало. Мы считали, что мы неприкасаемые, а были просто обнаженными и незащищенными. Думаю, большинство ответственных политиков Украины знают, что должна быть система коллективной безопасности. Европа над этим думает. НАТО является одной из таких моделей.

Украинские миротворческие миссии на Балканах, в Африке, в Ираке уже вносят свой вклад в коллективную безопасность. Мы можем внести вклад и в энергобезопасность Европы, перед которой стоит вопрос диверсификации поставок энергоносителей. Транзит энергоносителей в Европу — будь то из арабских стран, или из Казахстана, или из России — будет кратчайшим через Украину. А время и каждый километр — это деньги. Президент Ющенко разбирается в этих проектах лучше, чем некоторые бывшие министры энергетики...

Да, процессы европейской и евроатлантической интеграции очень параллельные, и если они будут взаимодополняющими, нам нужно будет разъяснять свою политику, объяснять украинцам, почему это выгодно. Мы же говорим о защищенности наших граждан, хотим, чтобы их уважали, хотим, чтобы уважали наши границы. Мы не хотим, чтобы Украине угрожали, не хотим, чтобы на ее территории во время выборов появлялись контингенты переодетых представителей другого государства...

«БРАТ-3»

— 21 числа, за день до визита Ющенко в Брюссель, Киев посетит Сергей Лавров. На днях Борис Немцов сообщил, что стал советником Ющенко, — а это вряд ли вызовет восхищение в Кремле. К тому же, следует учитывать мощное пророссийское лобби в ЕС, представленное, в частности, ведущими членами Союза. Что вы собираетесь делать с «российским фактором» евроинтеграции?

— Позиция России была приблизительно следующей: «Лучше всего ЕЭП. Вы все равно теряете свою «девственность», так лучше отдайте ее нам. Мы к вам ближе, мы вас хорошо знаем, и вместе мы сильнее». На самом деле это была подмена понятий. Мир довольно жесткий. Я как человек, который отвечает в правительстве за вступление Украины в ВТО, могу со всей ответственностью сказать: там есть конкуренция. Когда партнеры говорят о том, что лучше вступать вместе... Украине выгоднее вступать первой. Жесткая конкуренция и на рынке оружия: там никто не подает друг другу руку, там все работают локтями. Так же и в процессах интеграции. Россия очень жестко отстаивает свои интересы, за что ее можно только уважать. Там уже давно сформировалась команда классных переговорщиков. Россияне говорили, что не видят в нас своих младших братьев, что мы равные партнеры. Теперь мы и заявляем, что будем вести себя как равные партнеры. Не понимаю, почему это так бьет по их ушам.

ПЕРЕСМОТР ЕЭП

— Какой дипломатический и правовой механизм выхода из ЕЭП вы предлагаете?

— А у нас не было входа в ЕЭП! Я об этом говорю как член украинского парламента, украинско-российской парламентской группы. Я убежден, что эта группа до сих пор не имеет перед собой никаких документов. Идея ЕЭП использовалась как инструмент политической борьбы. Президент Ющенко заявил Путину, что если украинское правительство увидит такие документы, то мы определимся. Было четко сказано, что мы поддерживаем, а что нет. Мы не будем присоединяться ни к каким надгосударственным институциям, которые противоречат Конституции, не будем делать шаги, которые противоречат нашему евроинтеграционному вектору. Европа для нас стратегический курс. Россия — стратегический партнер. Свободная торговля — да. Но она автоматически будет, когда Украина и Россия станут членами ВТО...

— Насколько ваша позиция отражает мнение всего правительства? Во время премьериады в российской прессе появились высказывания Юлии Тимошенко, смысл которых заключался в том, что на Запад — только вместе с Россией...

— Думаю, это была риторика. С россиянами следует быть честными: сказать, что если Россия идет на Запад, то нам по дороге. Россия, кстати, сейчас продвинулась на Запад больше, чем мы.

У Кучмы якобы были очень дружеские отношения с Россией. Но Тузла была при ком? Для меня это стало колоссальным ударом, как и для многих украинцев. Друзей проверяют в критической ситуации. Критическая ситуация показала, что у нас есть очень много вопросов. С другой стороны, Путин «не фестивалит», не играет на балалайке, это жесткий, прагматичный президент — за штурвалом самолета, в кимоно... А мы кого противопоставляли? Сегодня мы не дублируем Путина, но имеем свой выбор — также новое поколение. И отношения между правительствами будут другие. Потому что никто никому не должен. Мне пересказывали шутку: «Еще несколько недель работы российского телевидения, и вся Россия будет уверена, что Кремль всегда поддерживал Ющенко и только его». Но я смотрю другое телевидение.

ШОК И ЛЕНИН

— Раз уж вы заговорили об имидже, то насколько будет способствовать популярности евроинтеграции ваша идея о флаге ЕС на всех государственных учреждениях? Например, на налоговой, таможне или ГАИ? Пока новая власть «отмоет» их имидж...

— Абсолютно верно, не флагами и не символами будем действовать. У нас около райадминистрации стоит Ильич, а напротив флаг украинский с тризубом — для Ленина это постоянный шок, от того, наверное, памятники и трескаются. Такая у нас была власть. Но ведь мы не собираемся повесить к украинскому флагу европейский и остановиться. Флаг — это просто символ. Было время, когда после Брежнева пришел Горбачев. Секретарь ЦК, который сам ходил, его не нужно было держать под руки! Сейчас у нас премьер на коньках гоняет, президент ездит без мигалок, министры ну такие уж неформальные. Все это воспринимается на ура. Но очень быстро пройдет время и нужно будет отвечать за действия. До конца года мы должны вступить в ВТО, получить статус страны с рыночной экономикой, достойно провести «Евровидение». Эти три шага глобально изменят восприятие Украины в мире. Например, то же «Евровидение» подняло проблему украинских виз для иностранцев. Президент мне ежедневно звонит, спрашивает, как идет подготовка к конкурсу. Пока шла революция, пока мы были интересны, нас показывали в мире, а теперь нас «смыло» с телеэкранов волной цунами. А «Евровидение» — это же миллиард зрителей!

— Вы заставите «оранжевого» мэра Омельченко чистить улицы от снега, льда и грязи? Ведь они совсем не соответствуют европейским стандартам, и вообще ходить опасно.

— Передам ему дословно. Но Омельченко нужно не только улицы чистить, но и делать на английском указатели, и желательно чтобы колдобин не было. Кстати, Киев еще выгодно отличается от остальной Украины. Это колоссальная работа, но в ней есть смысл. В Прагу, например, ежегодно приезжает 25—30 млн. туристов! А как мне сказали, один миллион туристов — это два миллиарда долларов для Украины...

«ДОМАШНЯЯ РАБОТА»

— В последнее время вы часто делаете заявления, относящиеся к парафии господина Бессмертного: об административной реформе, институте госсекретарей. Следует ли это расценивать как проявления внутреннего конфликта в правительстве, компенсацию непубличности Романа Петровича или как-то иначе?

— Сложно разделять парафии, особенно на начальном этапе, когда поставлена общая задача. Приоритет четок — построение европейской модели государственности, отныне все действия осуществляются только в этой призме, в соответствии с ее моралью и своеобразной корпоративной этикой. Никакого конфликта быть не может, ведь мы действуем в унисон.

У меня четкое видение этой модели, понимание того, как к ней двигаться, у Романа задача тоже не из простых — выйти из системы старых, во многом еще советских, координат. В дальнейшем его команда углубится в вопросы местного самоуправления, тогда как я прилагаю максимум усилий для нашего скорейшего вступления в ВТО уже до конца нынешнего года, для получения статуса страны с рыночной экономикой.

На прошлой неделе каждому министру был разослан проект национальной стратегии евроинтеграции Украины. В течение месяца чиновники должны внести свои поправки и предложения, в том числе те, что касаются административной и прочих реформ в данном контексте.

— С федерализацией, за которую ратуют не только ваши оппоненты, но и некоторые сторонники, евроинтеграция как-то коррелируется?

— Федерализация была элементом предвыборной кампании. Политику можно делать, апеллируя к светлым и темным сторонам людской души, на сей раз ставку сделали на последнее, понадеявшись на «убойный» результат. Недавно по телевизору вновь показывали собрание сепаратистов в Северодонецке. Смотреть на это попросту неприятно. Сразу затем запустили кадры, где та же Раиса Богатырева и ее коллеги по партии вполне здраво рассуждают о европейском будущем Украины. Создается впечатление, что это два разных человека. Допускаю списание подобного на азарт или сложности кампании, у многих, как, например, у Кушнарева, сдавали нервы. Подтверждение моей версии и в том, что эта тема впоследствии не нашла продолжения. Обещанного референдума мы, слава Богу, так и не дождались. Вряд ли ее попытаются возродить и к парламентским выборам, — с политической точки зрения позиция федералиста невыгодна и неперспективна.

— Некоторые эксперты полагают, что большинство действий нового правительства направлено не на реформы, а на «результат- 2006»…

— Уж кто работал на результат, правда, не 2006, а 2004, так это наши предшественники. Сейчас данные еще осенью неутешительные экономические прогнозы оправдываются, Виктор Пинзеник свидетельствует о наличии огромного бюджетного дефицита. Оно и неудивительно, ведь админресурс, прежде всего финансовый, был задействован в невиданном масштабе. В чем наши действия схожи — извините, не понимаю.

Президент выполнил хорошую домашнюю работу: сформируй он правительство иначе, у нас не было бы столь высоких шансов консолидированного выступления на следующих парламентских выборах жестким блоком. Понятно, что четверка в составе Ющенко, Тимошенко, Мороза и Кинаха пойдет на выборы с амбициями на выигрыш, тогда они смогут получить карт-бланш еще на пять лет. У нас все равно будет коалиция. Официальная или нет, одним блоком, несколькими или силами партий — это вопрос технический.

— С каждым днем шансов создать на базе «НУ» единую партию все меньше…

— То, что из «НУ» не получается партии — большая глупость. Из года в год повторяется: «не наразі» и «не на часі». Я эту песню слышал, еще когда Ющенко был премьером; и перед парламентскими выборами, и после; потом собирались структурироваться перед президентскими выборами, а теперь вот снова после…

Польские коллеги на основании собственного опыта свидетельствуют, что коалиция, идя блоком, на одних выборах может набрать победные 40%, а уже на следующих — всего пять. Но осознание необходимости объединения наступает уже по факту поражения. Безусловно, партия сильнее, нежели коалиция или блок. У нас есть инициативная группа, занимающаяся этими вопросами, более того, известно, что «Нашу Украину» недавно приняли ассоциативным членом в Европейскую народную партию.

«НУ» как блок выиграла выборы в 2002-м, 2004-м, распылить такой потенциал и оступиться в 2006-м было бы грандиозной ошибкой. До конца марта — предельного срока регистрации силы, в которую, скорее всего, вольется большая часть нынешних участников блока, у нас есть еще немного времени...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать