Евроинтеграция: знаки и деньги
Сегодня Украина отмечает День Европы. На главной улице столицы работает европейский городок. Прохаживаясь по нему, мы можем тихо, а то и вслух завидовать десяти «новым странам- европейцам», которые с 1 мая уже влились в семью цивилизованных народов. Тем временем заместитель министра Василий Костицкий в четверг начал свой рассказ о финансовом аспекте украинской евроинтеграции с исторической аналогии, напомнив, что уже в VIII веке «европейские короли пробовали объединиться для защиты от варваров». Так решило «отметиться» в европейской тематике Министерство финансов (доселе более заметное на другом направлении — в создании Единого экономического пространства из четырех стран СНГ). Напомним, что именно первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров, оказывается, является еще и уполномоченным Украины по вопросам европейской интеграции...
По-видимому, среди многих прочих обстоятельств (стратегия, разнообразные программы и даже план действий Украина—ЕС) именно это позволяет Минфину сделать «общий вывод»: в Украине создана «достаточная институциональная база, которая может обеспечивать выполнение необходимых организационных мероприятий, связанных с европейской интеграцией». Правда, «базу» не замечают европейцы.
У украинского финансиста не возникло и никакого сомнения в эффективности использования средств, предусмотренных украинским бюджетом на финансирование евроинтеграционной деятельности. А средства, следует признать, немалые. По словам Костицкого, в прошлом году из бюджета было израсходовано 323 миллиона гривен, а всего — 622 миллиона. В этом году бюджет предусматривает более 638 миллионов гривен. Евроинтеграционные мероприятия охватывают все сферы экономики и пересекаются с другими целевыми государственными программами. Среди них заместитель главного финансиста страны справедливо назвал программу создания международных транспортных коридоров. Но почему-то забыл упомянуть о не менее значительном проекте — введении в действие нефтепровода Одесса—Броды. Хотя именно он в последнее время стал просто знаковым индикатором украинской евроинтеграции.
В эти дни на Ильичевском морском нефтяном терминале загружается легкой каспийской нефтью (50 тысяч тонн) танкер, который отправится с ней через Босфор и Дарданеллы вокруг всей Европы в польский Гданск. За ним пойдут еще два таких судна. То есть каспийская нефть уже пользуется спросом в Европе. И идет туда именно через Украину, куда она доставлена по железной дороге. Но почему таким длинным и опасным, учитывая частые заторы в турецких проливах, путем? Почему не используется абсолютно готовый к работе нефтепровод Одесса—Броды?
Эксперты «Дня» объясняют это не чем иным, как неопределенностью позиции самой Украины и откровенным саботажем решений правительства пророссийским лобби во властных структурах. Этот саботаж соответственно расценивается в европейских кругах. 12—13 мая в Москве проходили переговоры о подписании межправительственного соглашения о транзите нефти по территории Украины, и вчера в Москву вылетел украинский премьер Виктор Янукович. В его программе также фигурирует это соглашение.
Между тем предыдущие переговоры украинской делегации, возглавляемой заместителем министра топлива и энергетики Богданом Клюком, завершились безрезультатно — согласованный сторонами протокол не был подписан. Но характерно, что в нем российская сторона откровенно зафиксировала свою негативную позицию в отношении Одессы — Бродов («противоречит энергетической стратегии Российской Федерации»). Среди аргументов, которыми она при этом руководствуется (они изложены в проекте подготовленного, но не подписанного на переговорах протокола), в частности, перенасыщение европейского нефтяного рынка, «вытеснение российской нефти с ее традиционных рынков более качественной каспийской», намерения российской стороны реализовать проекты обходных нефтепроводов Киркей — Ибрихаба или Бургос — Александропулис. Кроме того, указывается в проекте протокола, поставка каспийской нефти потребует от российской стороны повышения качества ее нефти с целью поддержания конкурентоспособности на рынке.
Итак, российская сторона уже даже не предпринимает никаких попыток скрыть настоящие мотивы своих предложений о реверсе нефтепровода Одесса — Броды, которые были понятны и Украине, и Европе с самого начала (кроме «украинских» сторонников реверса, которые еще и сегодня оказывают влияние на политику государства). С неожиданным заявлением выступил президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев. По его словам, Азербайджан не намерен присоединяться к этому проекту. Впрочем, как отмечают украинские специалисты, в нем говорится не столько о транспортировке каспийской нефти, сколько об участии в продлении нефтепровода по территории Польши, на что у этой страны действительно нет ресурсов. Что касается намеков Н. Алиева на «политическую волю», согласно которой реализуется проект строительства трубопровода Одесса — Броды, то они считают, что в данном случае речь идет о попытке получить дополнительные преимущества в ходе переговорного процесса... В Баку прекрасно знают, что Украине есть что предложить. Как сообщалось ранее, в конце февраля премьер-министр Украины Виктор Янукович по итогам встречи с премьер-министром Азербайджана Артуром Расизаде заявлял о достижении между Украиной и Азербайджаном принципиальной договоренности о сотрудничестве в эксплуатации нефтепровода Одесса- Броды и его продлении до Плоцка.
Тем временем сегодня одним из наиболее активных «европейцев» Украины выглядит вице-премьер Андрей Клюев. Он утверждает, что Одесса — Броды давно бы качал нефть, если бы он имел право подписи. Технические вопросы транспортировки нефти по нефтепроводу Одесса — Броды решены, получены банковские гарантии для закупки технологической нефти, а запуск нефтепровода затягивается из-за задержки с подписанием соответствующих контрактов руководством «Укртранснафты», сообщил Клюев на пресс-конференции в четверг.
Вопрос, кто возьмет верх в Украине — украинское правительство или сторонники «энергетической стратегии Российской Федерации», — остается открытым.
Выпуск газеты №:
№83, (2004)Section
Панорама «Дня»