Евроклубы: новое измерение в образовании
Несмотря на предвыборные суету, тревоги и неопределенность в Киеве в минувшие выходные закончил работу международный научно- практический семинар «Европейские студии в школах». Он длился три дня. Рассматривались пути подготовки молодежи к жизни в объединенной Европе, формы распространения информации о европейских странах. Шла речь не только об обновлении содержания образования, но и о такой новой форме внеклассной работы, как европейские клубы.
Европейские клубы зародились в Португалии в 80-х годах прошлого века. Их члены путешествовали по Европе, знакомились с новыми территориями и народами, налаживали контакты с новыми друзьями. В 1991 году школьные европейские клубы оформились уже официально благодаря профессору и декану политехнического университета города Ноттингема Гордону Белла. В 1992 году такие клубы начинают создаваться в Польше, где на сегодня их насчитывается уже около двух тысяч. Первые европейские клубы в Украине были основаны в 1995 году. В государствах- членах Европейского Союза и странах-кандидатах они играют роль одного из основных источников информации о континенте и пропагандируют общие европейские ценности среди школьной и студенческой молодежи. Основными формами работы евроклубов является подключение их к деятельности Международной сети евроклубов, получение доступа к публикациям Евросоюза, проведение встреч, диспутов, праздников. Учитывая тот факт, что с мая следующего года Украина планирует подключиться к Болонскому процессу, то есть войти в единое образовательное пространство Европы, возникает необходимость обучать детей европейским манерам образования с более раннего возраста — с детского садика и школы.
Как правило, евроклубы — это центры деятельности в сфере европейского образования, свободно сформированные по желанию отдельных учителей и учеников. Специалисты утверждают, что количество его членов в одной школе должно не превышать 20—40 человек и участие в работе обязательно должно быть добровольным.
Одна из участниц семинара, Наташа Ондрушкова, директор Словацкого европейского центра для школ, рассказала о том, как в 1992 году в Португалии увидела необычную карту Европы, где были обозначены только 12 государств, входивших на то время в Европейский Союз. А на восточной стороне — сплошное белое пятно. Без границ и без названий государств, нечто такое, что не заслуживает ни внимания, ни изучения. «Мы же в то время гордились тем, — говорит Наташа, — что наши ученики много знают, много всего изучают, что они без проблем могут назвать месторасположение и столицы любых государств.
Сейчас занавес приподнялся, и мы обоюдно начали узнавать друг друга ближе. В Словакии молодежь не очень интересуется политикой, однако ее привлекают песенные фестивали (они все знают, что на Евровидении победила украинка Руслана), а также все, что показывают по телевидению».
По мнению всех участников семинара, наши школьники, участвуя в работе евроклубов, должны не только стремиться побольше узнавать о заграничной жизни, но и презентовать свои страны, свои культуры в процессе международного обмена. Аурелия Стасайтиене, национальный координатор сети евроклубов Литвы, сказала «Дню»: «Украине есть чем гордиться — и своей давней историей, и культурными ценностями, и научными достижениями, и людьми. По территории она наибольшая в Европе, по численности населения — пятая. Каждый украинец должен гордо заявлять, что он — европеец».
Директор департамента содержания среднего образования МОН Украины Павел Полянский обратил внимание присутствующих на украинскую составляющую европейского образования. Он сказал: «Стоит вспомнить, от чего мы отталкивались. В начале 90-х годов нам казалась непреодолимой проблема департизации украинского образования, декоммунизации украинской школы А сегодня мы уже имеем поколение детей, которые на нас с вами совсем не похожи. Мы в Украине и в других посттоталитарных странах унаследовали такую ситуацию, когда не было ни одного поколения, которое имело бы практический опыт демократии и которое могло передавать его от поколения к поколению. Сегодня нас учат дети. Мы можем с ними не соглашаться, можем их не понимать. Но похоже, что мы при этом учимся как старшие члены украинского сообщества очень важной вещи — терпимости. Учимся толерантному отношению к иному поведению, иному мышлению, иным взглядам, иным выборам своего жизненного пути. И безусловно, если мы говорим о целях гражданского образования с детьми (а начинать говорить нужно с детского сада), то европейские студии —это, в первую очередь, общение. Общение людей с разными взглядами на различные вещи». Павел Брониславович подчеркнул, что годы восстановления независимости Украины — это мизерное время, однако в стране успело появиться главное — изменился учитель. «...Он смог увидеть в ребенке коллегу, с которым он способен разговаривать, а не поучать его. Решить эту проблему было труднее и важнее, чем изыскивать финансовые ресурсы и печатать методическую литературу. При реализации идеи гражданского воспитания самое важное — это установление в учебном заведении такого педагогического климата толерантности, чтобы ребенок, после урока, где говорилось о правильных вещах, не услышал потом окрик, не получил императивное распоряжение только потому, что кому-то просто так захотелось. Вред от такого обучения гражданским ценностям будет гораздо больший, чем если бы не учить этому вообще. Потому что тогда дети усвоят то, что нам с вами очень хорошо известно — это абсолютное несовпадение между словами и призывами, которые звучат, и реальной действительностью».
Какой же эффект ожидается от внедрения в образовательную систему Украины различных европейских курсов? Думается, что от этого выиграет наше общество, которое научится бесконфликтно разрешать те противоречия, которые в нем возникают. Станут более гармоничными отношения между различными социальными слоями общества, различными национальными сообществами, различными политическими силами. Что же выиграет личность? По словам Павла Полянского, возможность каждому ребенку искать свое счастье в этой жизни.
Выпуск газеты №:
№203, (2004)Section
Панорама «Дня»