Фатальная «ошибка» в расчетах
К 80-летию образования СССР30 декабря 1922 года делегаты I съезда советов СССР, представлявшие четыре формально независимых на то время советские республики: Российскую, Белорусскую, Закавказскую и Украинскую, приняли решение о создании единого государства, подобного которому, по словам Председателя ЦИК РСФСР Михаила Калинина, еще не знал мир — Советского Союза. Это действительно было уникальное государственное образование. Дальнейшая судьба страны во многом определялась достаточно драматическими коллизиями, сопровождавшими его появление на свет, и, главное, фундаментальной «ошибкой» в расчетах, допущенной при закладке фундамента этого государственного здания.
Вопрос об образовании СССР возник перед большевистской властью уже вскоре после завершения гражданской войны. Вопрос этот, по сути, формулировался так: с точки зрения советских руководителей, военно-политический союз республик нужно было превратить в новое союзное государство. Но ведь каким именно это государство должно быть? И здесь среди московских лидеров не было единства. Централистское крыло РКП(б) во главе с Иосифом Сталиным (именно он, только что избранный Генсеком, возглавил соответствующую комиссию ЦК) выдвинуло такой проект Союзного договора, согласно которому все существующие союзные республики включались в состав Российской Федерации, получая только право национально-культурной автономии.
Ленин, в то время уже тяжело больной, настоял однако на несколько иной концепции построения Союза: все республики, в том числе и Россия, юридически равны и на паритетных началах образовывают новую государственную структуру. Ленина и его сторонников отталкивало неприкрытое стремление сталинцев возродить старый, в «бозе почивший» имперский центр — уже под красными знаменами. Вместо этого вождь большевиков заявил дословно следующее: «Великорусскому шовинизму объявляю войну не на жизнь, а на смерть!». И он добился того, чтобы в основу Союзного договора 30 декабря 1922 года были положены именно его предложения о равенстве республик (понятно, формальном, но и это, как мы увидим, также сыграло огромную роль!). Главным результатом стало то, что в первой Союзной конституции 1924 года были закреплены судьбоносные (мина замедленного действия) положения о том, что каждая республика является суверенным советским государством и каждая из них сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
Очень интересен такой факт. В 1923 году украинское советское правительство (в лице его главы Христиана Раковского, наркомов юстиции Николая Скрипника, образования Григория Гринько) подало свои предложения о доработке Союзного договора для учета в будущей Конституции СССР. Эти предложения предусматривали, в частности, замену слов «республики объединяются в одно союзное государство» такими словами: «образуют Союз Советских Социалистических Республик». По украинскому проекту Союзного договора предлагалось оставить только три союзных наркомата (военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфа), оставив остальные вопросы в ведении республик.
Довольно взвешенные и умеренные предложения украинского правительства в Москве учтены не были. Но еще важнее было другое: в новообразованном Союзе все ощутимее преобладали имперские (а по мере краха иллюзий о победе мировой революции — и великорусско-шовинистические) тенденции. Именно в этом контексте стоило бы рассматривать и известные слова Сталина о том, что «российский народ наиболее выдающийся из всех народов Советского Союза», и строки из гимна СССР «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь...»
Но ведь подобная супердержава могла существовать только до тех пор, пока существовала ее единая политико-организационная опора — КПСС, которая рассматривала все республиканские компартии исключительно как свои «боевые отряды». Как только ушла в историю монополия КПСС на власть, республики немедленно воспользовались своим законным правом на выход из Союза — и никакой случайности здесь, бесспорно, нет. Заметим, что к этому движению присоединилась, а в некоторых республиках, в известной степени и в Украине, даже возглавила его республиканская партийно-советская и хозяйственная номенклатура... Читатель сам оценит ту роль, которую сыграл этот факт в дальнейшей нашей истории.
Итак, при построении будущего Союза была допущена одна фундаментальная, точнее — фатальная «ошибка» — «забыли», что неограниченная, тоталитарная власть одной партии может держать страхом, силой, идейным наркозом граждан республик в едином государстве, но потом полностью рушится под влиянием национального освободительного движения народов. Надеемся, что этот исторически подтвержденный факт признает со временем (кое-где уже признает!) и та часть нашего общества, которая и до сих пор с искренней тоской вспоминает «Союз нерушимый»...
Выпуск газеты №:
№240, (2002)Section
Панорама «Дня»