Фермер Корытник и его конкуренция с «колхозным строем»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19981224/4247-1_0.jpg)
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПО-НОВОУШИЦКИ
«Сею пшеницу и рапс. Потому что на них хороший спрос и хорошие цены складываются. На поле — только я и Елен, сынок мой. Сам у себя не ворую, себе убытков не наношу». Корытник рассказывает о том, как ему удалось на ноги стать, убедить окружение в своих «преимуществах над колхозным строем». Добавляет: «Это какое-то счастье нужно иметь, потому что на двух десятках гектаров еще никто ничего хорошего не сварганил...».
«И чего все хотят от этих несчастных фермеров? — спрашивает он. — Вон один уже отдал землю, стоит вопрос о ликвидации еще трех фермерских хозяйств. И другие уже на ладан дышат». Начальник Новоушицкого райотдела земельных ресурсов Валерий Бакулей считает Корытника не правилом, а исключением.
Конкуренцию колхозам удалось создать только Корытнику. Что же касается его коллег, то они уже почти все опустили руки. Один так и сказал: «Да пусть сгинет эта земля вместе с этими реформаторами». Мол, разве на этом кусочке земли что-то стоящее сделаешь, нормальный севооборот обеспечишь? 27 фермерам района от искренней руководящей души выделили аж... 529 га. И то благодаря судебным заседаниям, письмам в разные высокие инстанции, бесконечным хождениям претендентов на землю по высоким районным кабинетам. Некоторым гражданам «Именем Украины» суды в первой инстанции даже отказали в законном праве на землю. Поэтому у многих селян энтузиазм и вера в реформы погасли.
Оптимальных размеров фермерского надела, чтобы разжиться на технику, с умом, как того требует наука, вести агрокультуру, нужно хотя бы полсотни гектаров. Кстати, законодатель это предусмотрел, записал в соответствующих документах, — считает главный специалист по вопросам развития фермерских хозяйств облсельхозпрода Кузьма Матвиюк.
СКАЗКА О СЕРОМ БЫЧКЕ
С прошлого лета должность начальника Новоушицкого райсельхозпрода занимает Анатолий Сажиенко. Молодой, по-современному одетый мужчина. Рассказывает о «выполненной работе»: «Завершили второй этап реформирования на селе, то есть распаивали землю, выдали людям на руки земельные сертификаты». Считает, что процесс управляемый, приближается к логическому завершению.
Казалось бы, показание авторитетное, так как до недавнего времени руководил колхозом в селе Струга. Но, там, как говорят в народе, корытники и не ночевали. Так кому же отдали свои земельные паи доярки Валентина Радионова, Антонина Лозинская, Валентина Морская, тракторист Александр Ерошенко, с которыми пришлось разговаривать в Струге? Ответ: колхозному начальству. А оно словно от сердца оторвало им плату за аренду каждого из двухгектарных паев — аж по центнеру зерна. Конечно, это не придало им веры в реформы. Но ведь того, кто мог бы предложить другую цену, быть конкурентом колхозу, сюда и на пушечный выстрел не пустили.
А еще интересно, как А.Сажиенко реформировал колхоз. После скандала вокруг украденной с кладовой гречихи, привлекшего внимание правоохранителей, показали ему селяне на дверь. Ну не пропадать же его организаторскому таланту: председатель Новоушицкой райгосадминистрации Алексей Вашеняк дал Сажиенкову должность начальника райсельхозпрода. Пусть, мол, дальше реформирует.
В селе Слободка пришлось познакомиться с трактористом Евгением Гончаруком и шофером Николаем Петрашем, как раз шли с механической пилой на подработки.
Колхозную зарплату оба давно не ждут. Петраш два года кормил бычков, а продав их, заработал разве что на кожаную куртку сыну. Гончарук рассказал: «Пошли под снег свеколочка, клевер, гречиха... То, что собрали, перекупщики из каких-то агроресурсов забрали. За топливо. А новое за «спасибо» не дают, менять же не за что». Его попутчик сказал, что и черту бы отдал свой земельный пай, если бы только платил за аренду. К сожалению, нет такого «черта» ни в Слободке, ни вокруг нее. И тут-таки вспомнили о Корытнике. «У него же два комбайна и три трактора. Потому что вовремя сориентировался», — оказался осведомленным в делах успешного фермера Николай Петраш. В колхозе же, подчеркнул, пока нечего делить...
СОПРОТИВЛЕНИЕ
Первый заместитель председателя райсельхозпрода Анатолий Мужиловский заявляет откровенно: «Я уже давно говорю: или возвращаемся в командную систему, или — реформируемся по-настоящему. Зашли в тупик. У людей апатия и безнадега — никаких мотиваций к труду». Вспоминает о Косикивцах, где селяне допытывались об арендной плате за свои земельные паи. Оказалось: правление колхоза даже не заключило с ними соглашений. И таких фактов в районе множество. Под лозунгами о реформировании им на самом деле оказывается безумное сопротивление.
Иван Корытник возмущается: «Написал мой сынок Елен заявление, что желает стать фермером, просил землю — не дали. Якобы он не знает, с какой стороны к тому трактору «подъехать». Хотя бы что-то поумнее придумали. У парня есть диплом механизатора широкого профиля. Сеет, ухаживает, собирает».
Тем временем в районе, где «завершается второй этап реформирования» с совещания на совещание «кочует» требование руководства: остановить спад производства! Называют цифры: райстадо крупного рогатого скота уже уменьшилось сравнительно с прошлогодним на три тысячи голов. А как это остановить, когда вошли в зимовку с 57% сена, 83% сенажа, 13% кормовых корнеплодов и 12% силоса (к потребности почти вырезанного стада)? И еще о некоторых перспективах на завершении второго этапа: из 18 тысяч гектаров запланированной пахоты на зябь смогли «поднять» 1344 гектара, а вильховецкие, рудковецкие, кучанские, ставчанские, пылыпо-хребтиивские, иванковецкие владельцы земельных угодий даже и не пытались поставить плуги в борозды...
Где уж там Лютеру Бернстону, заморскому гостю Ивана Корытника, выяснить причины тупиковой ситуации. Поехал пораженный...
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ЭКОНОМИКИ
«Заработной платы в колхозе уже год не получали, неизвестно, будет ли она, а здесь я вижу реальную перспективу. Земля всегда кормила людей. Она не подведет, если к ней с любовью». Это заявление сделала фермер из Черновицкой области Татьяна Долинская.
Тем временем главы областных и районных госадминистраций меньше всего связывают будущее украинского сельского хозяйства с фермерами. Среди областных чиновников, согласно опросу, проведенному социологами по заказу Международной финансовой корпорации, сторонников фермерства не нашлось, а среди районных они составляют только 3%. Чего уж тут удивляться, что и представления значительной части украинского крестьянства о будущей структуре сельских хозяйств не характеризуется положительным отношением к фермерству. Ставку на него сделали только 4% опрошенных. И это, как указывают специалисты, с одной стороны, является следствием недостаточной информированности о ходе, принципах и задачах земельной реформы, а с другой — отпечатком собственного или же соседского опыта по созданию фермерского хозяйства. Не произошло сдвигов и после проведения так называемого паевания земли. Крестьяне, получившие сертификаты на право распоряжаться земельной долей, часто просто не знают, как ею распорядиться. Их сертификаты находятся в кол хозных сейфах. Специалисты из МФК считают, что это свидетельствует о слабости государственной политики в сфере реформирования земельных отношений. Поэтому огромная редкость, когда земельная доля передается в аренду фермерскому хозяйству.
Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Выпуск газеты №:
№247, (1998)Section
Панорама «Дня»